Крестецкая строчка

В небольшом поселке Новгородской области под названием Крестцы делают традиционную вышивку с тончайшим плетением. В 90-е фабрика разорилась. А четыре года назад предприниматель из Петербурга Антон Георгиев твердо решил восстановить наследие.

    •  

       

      Развитие поселка Крестцы началось благодаря Екатерине Великой. По легенде, она ехала из Петербурга в Москву и в этих местах подверглась нападению разбойников. Но деревенские мужики одолели наглецов. В знак благодарности царица велела построить в деревне церковь, школу, больницу и тюрьму.

       

       

      В середине XIX века здесь зародился уникальный промысел. Крестьяне Новгородской губернии выращивали лен, ткали полотно, и чтобы выгоднее его продавать, в Крестецком уезде придумали замысловатую вышивку. Выдергивали нити, создавая полые клеточки, которые заполняли воздушными узорами.

       

       

      Около ста лет назад здесь построили фабрику по производству уже знаменитой крестецкой строчки. За этой вышивкой приезжали даже из Европы. Но в 90−е фабрика разорилась. Четыре года назад практически руины в чистом поле купил предприниматель из Петербурга Антон Георгиев. И твердо решил восстановить наследие.

       

       

      Антон Георгиев, предприниматель: «Впервые я побывал в Крестцах в начале 90−х, и еще тогда фабрика запомнилась мне. А четыре года назад увидел новости о ее банкротстве и решил встретиться с владельцами. Увиденное меня ужаснуло и я понял, что должен обязательно восстановить фабрику. Моя жена училась на дизайнера одежды, и мне показалось, что она сможет здесь реализоваться. Но старинное предприятие народного промысла не может принадлежать ни мне, ни моей жене, ни еще кому-то – оно должно принадлежать России. Как это было за 150 лет до нас, так это должно быть и в будущем. Наша задача – восстановить, сохранить и передать дальше».

       

       

      Таинственный лес и феи в изысканных одеждах – парижский показ кутюрной коллекции весна-лето 2019 российского дизайнера Ульяны Сергеенко напоминал театральную постановку. Мистический пейзаж стал отличным фоном, чтобы представить наряды, в которые будто вплетена тонкая паутинка с причудливыми узорами.

       

       

      Ирина, директор фабрики: «В 50−е годы, чтобы ускорить процесс и увеличить объемы производства, разработали технику вышивки с применением машин. Любая работа начинается с раскроя. Из ткани выдергивают нить и по оставшемуся следу, идеально ровно ее разрезают руками. Ни один современный плоттер не может повторить эту операцию – только руки мастерицы».

       

       

      После того как одни мастерицы завершили раскрой, другие начинают еще более сложную операцию, требующую максимальной сосредоточенности – создают заготовки под ажур. В полной тишине подальше от стрекота машин. Ведь ткань надо разобрать буквально на ниточки. Одна ошибка – и изделие испорчено.

       

      Ирина, директор фабрики: «Мастерицы выдергивают нити из ткани по счету, в соответствии с замыслом рисунка».

       

      Антон Георгиев, предприниматель: «Чтобы с тканью было легче работать, сначала ее обрабатывают керосином – отсюда в мастерской специфический запах».

       

       

      В получившихся заготовках машины связывают нити-одиночки между собой. Получаются столбики или квадраты. А потом и они заполняются узорчатой паутинкой. Если это делать руками, на каждое изделие уйдет от нескольких месяцев до года работы.

       

      Антон Георгиев, предприниматель: «Мы делаем вышивки и для дизайнеров. Например, для коллекции Ульяны Сергеенко. Цветы на полотнах распускаются прямо на глазах в процессе работы».

       

       

      Каждая машина заточена под свой узор и под свою мастерицу. Это как автомобиль, к которому нужно привыкнуть. Сами машинки – обычные швейные, но их переделывают и подстраивают под работу. Какие-то функции и механизмы замедляют, какие-то – ускоряют. Работа по отладке непростая и небыстрая. Поэтому машины очень бережно обслуживают, чтобы те служили максимально долго. Есть на фабрике машины, отметившие полувековой юбилей.

       

      Ирина, директор фабрики: «У каждой мастерицы – свой почерк. Поэтому каждое изделие вышивает только одна вышивальщица – от начала и до конца».

       

       

      Ускоренная технология подходит только для повторяющихся орнаментов. Самую сложную и тонкую вышивку делают руками от начала до конца. И могут отобразить любой рисунок, даже портрет.

       

       

      Ирина, директор фабрики: «Вышивка делает особенной иглой – ломаной и затупленной. Дело в том, что игла – особенный рабочий инструмент. Каждое изделие нужно заканчивать именно той иглой, которой оно начато. В идеале – мастерица всю жизнь работает только одной иглой».

       

       

      Мастерица: «Мужчины вышивают намного лучше, чем женщины. В старину на фабрике в деревне Старое Рахино существовала чисто мужская артель. Работали на фабрике и дети, в том числе и мальчики».

       

       

      Немного терпения – и на полотне появляются «паучки», «норвежские паучки» и «новгородские звезды»  символы оберега семейного очага Новгородской области.

       

       

      Оберег есть и у самой фабрики. На ее восстановление ушло три с половиной года. При реконструкции в завалах нашли фанерную дощечку. На ней в имитации мозаичной техники был рисунок вышивальщицы крестецкой строчки.

       

      Ирина, директор фабрики: «Рисунок с советским лозунгом мы превратили в мозаичное панно с имитацией рисунка крестецкой строчки и добавили новый символ фабрики – птицу Феникс. Как несложно догадаться, потому что фабрика возродилась подобно Фениксу – почти из пепла».

       

       

      На фабрике много вдохновляющих деталей. Одну из стен, например, украшает текст благодарственного письма покупателя, датированного 1917 годом. Его тоже нашли при восстановлении.

       

       

      Антон Георгиев, предприниматель: «Мы хотели сделать фабрику как современное творческое пространство, но при этом максимально сохранить все старое: кирпичную кладку, перила лестницы. Сделали мы и галерею фотографий, которые показывают, как фабрика выглядела в советское время, во времена запустения и сейчас. Есть в галерее и первая фотография, которая датируется 1911 годом. Фотография сделана на выставке, где был стенд, представлявший крестецкую строчку».

       

       

      Антон Георгиев, предприниматель: «На фотографиях есть и мастерицы. Например, Марина Евгеньевна Афанасьева – мастерица, которая работает на фабрике уже 46 лет».

       

       

      И до сих пор трудится в художественном цехе. Она одна из тех трех сотрудниц, которые оставались на фабрике даже в самые трудные времена, когда казалось, что надеяться уже не на что. И сегодня продолжает создавать уникальные узоры.

       

      Марина Евгеньевна Афанасьева, художник: «Смысл композиции узора – в соединении базовых элементов и их компоновке. Это похоже на азбуку».

       

       

      Антон Георгиев, предприниматель: «На фабрике сохранялись старые пяла 1896 года с несколькими видами мережек, которые можно брать за образец вышивки современным мастерицам».

       

       

       

      На финальном этапе производства готовые вещи крахмалят и гладят.

       

      Ирина, директор фабрики: «Необычный утюг может вызвать удивление. Но мастерицы продолжают пользоваться старыми проверенными утюгами, не соглашаясь на новые. Весит утюг восемь килограмм и сам скользит по полотну».

       

       

      И полотно из-под него выходит идеально ровным. С тем чтобы переместиться на модный подиум или в современную гостиную. И вызвать самые светлые воспоминания о бабушкиных занавесках и солнечных днях детства.

       

Наверх
  • Рейтинг: 8.00
  • Голосов: 4
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад