Воскресенье
Герои
Семейство Майоровых-Бабуриных, состоящее из интеллигентной бабушки Эвелины Арсеньевны, очаровательной Лизы, не по-детски серьезного Саши и их симпатичных родителей Марины и Николая, почти круглый год проживает на подмосковной даче.
Эфир программы
3D Тур
Отзыв героев
От всей нашей семьи хотелось бы выразить благодарность в адрес
команды «Дачного ответа». Переделка веранды стала для нас отправной точкой для
продолжения строительных работ на нашей даче. Покрытие крыши дранкой
подтолкнуло нас на переделку оформления окон 2−го этажа, выходящих на крышу
веранды. Теперь картина стала более полной. Мы тоже стали
Веранда – одно из наиболее любимых мест отдыха на нашей даче. До
переделки она была выполнена в шоколадных тонах, зато после стала намного
светлее и изменилась в сторону светлых голубых, молочных тонов. Не скроем, что
сын Александр ожидал увидеть нечто суперсовременное, оборудованное современными
технологиями и немного расстроился, но был приятно поражен декором, который
Несмотря на небольшие недочеты при воплощении данного проекта,
получилось вкусно, красиво и очень уютно, а это очень важно для помещений, в
которых располагается семья. Очень красивые окна, которые можно распахнуть
прямо в сад. Батареи, окрашенные в приятный глубокий зеленый цвет, тоже
украшают веранды. При этом нам придется доработать систему автоматизации
управления отопления всего дома с учетом веранды.
Радует глаз открытая веранда, которой у нас не было. Мы планируем
отгородить ее от соседей живой «зеленой стенкой» винограда (настоящего и
съедобного). Надеемся, что печка, выложенная на веранде из старого кирпича,
будет радовать нас в осенние холодные вечера, а также зимой. Хотя использование
мангала на ней, как было запланировано в проекте, остается под вопросом.
Понравилась удачно вписанная в интерьер удобная мебель, которая придает
легкость и не скрадывает пространство.
Спасибо дизайнеру Анне Смирновой за красивый проект!
Очень хочется отметить съемочную группу, режиссера, ведущую Татьяну
Грамон, редактора Александру, Романа Удовиченко за профессионализм,
порядочность в работе и отзывчивость. «Дачному ответу» повезло, что есть такие
сотрудники, а нам повезло, что мы познакомились с этими людьми.
Отдельно хотим выразить слова благодарности Владимиру Денисову,
продюсеру программы Дачный ответ, который незамедлительно реагировал на
пожелания и замечания в ходе проекта и на этапе завершения переделки. Очень
приятно, когда о героях передачи помнят даже тогда, когда передача уже
отснята.
У нас также родились идеи о новом формате передачи, вот некоторые из
них:
включить дизайнера в финальную сцену возвращения героев, так, чтобы дизайнер
тоже встречал героев по возвращению в свой дом;
снять продолжение переделки (новой) на даче у тех же героев это интересно,
когда телезрители ждут встречи с теми же героями и проект разрастается на
глазах.
Еще раз спасибо, желаем удачи в новых переделках! Ждем Вас весной в
гости на нашей веранде!
Авторская концепция
Преподавала, занималась дизайном коллекций одежды, заведовала секцией отделочных материалов и сантехники, проектировала кухонную и офисную мебель, но с 1996 года, наконец, полностью посвятила себя проектированию частных и общественных интерьеров. В 2005 году Анна получила Архитектурную премию «АрхиП» в номинации «Приз Общественного Совета».
Мне везет на хороших людей. Как только я приехала в гости к нашим героям, сразу попала в атмосферу уютного и хлебосольного дома. Семейство Майоровых-Бабуриных, состоящее из интеллигентной бабушки Эвелины Арсеньевны, очаровательной Лизы, не по-детски серьезного Саши и их симпатичных родителей Марины и Николая, проживает почти круглый год на подмосковной даче.
В памяти всплыли картины детства: дачная веранда с резными переплетами, самовар на подносе, домашнее варенье и запах яблок, мамина вязаная шаль в плетеном кресле – все так далеко уже куда-то ушедшее, но очень родное и близкое. И очень захотелось вернуть это ощущение, тем более, что нашим героям для этого не хватало только веранды.
То есть, конечно, веранда у них была, и даже со столом и креслами, но была холодной, щелястой и с текущей крышей. А хотелось, чтобы и зимой можно было погреться возле теплой печи, попробовать бабушкиных пирожков, приготовленных там же, а летом отдохнуть от жары, да и от дождя спрятаться, оставаясь при этом на воздухе.;
Кроме того, нужно было дать возможность взрослым и детям находиться рядом и в то же время не мешать друг другу. Еще одна проблема – веранда была проходная: основной вход в дом шел прямо сквозь нее. Правда, как часто в нашем деле случается, недостатки можно заставить работать для дела. Проход оформили крыльцом с перилами и цветочными кадками и он очень уместно разделил пространство.
Все, что справа, стало зоной столовой. В ней разместился дачный стол с лавками и креслами, комод для посуды и даже настоящая многофункциональная печь, в которой можно приготовить и шашлыки, и блюда по рецептам русской кухни. К тому же, рядом есть окно в кухню дома, и туда будет удобно передавать использованную посуду.
Все, что слева, – зона отдыха и игровая зона для детей. Еще возникла идея пристроить к закрытой веранде открытую террасу для игр и занятий на открытом воздухе. Ведь каждая мама знает, как зачастую бывает трудно выгнать детей на улицу от телевизора. А тут это все вместе, как говорится, в одном флаконе. Да еще и самим можно рядом уютно устроиться с чашечкой кофе. А от дождя и солнца, а также посторонних взглядов, укрыться под веселой полосатой маркизой, которая одним своим видом напоминает о море и лете.
В общем, идея была грандиозной, и мы приступили к ее осуществлению. Так как старая веранда была достаточно ветхой, решили без сожаления с ней расстаться. Соседи наших героев с ужасом смотрели на это представление и, подозреваю, пытались ввести в курс дела наше милое семейство. Но герои не дрогнули и мужественно выдержали все до конца.Тем более, что основные сложности преодолевать пришлось нам.
Началось с того, что изготовители пластиковых окон наотрез отказались делать деревянные. Конечно, их можно было понять. Но мне-то нужны были именно деревянные, да не простые, а с фигурными раскладками! Такими, как на старых подмосковных дачах.
Но для команды «Дачного ответа» нет ничего невозможного. Не помогли ни письма изготовителей из пяти пунктов с объяснением, почему это нельзя сделать, ни корявые образцы раскладок, призванные устрашить дизайнера.
И в итоге, благодаря удивительному дару убеждения Владимира Денисова, выполненные с отменным качеством пластиковые окна вышли удивительно красивыми, функциональными и похожими на деревянные.
Следующей «головной болью» стал кирпич. Нужен был именно старинный. Ну, хотя бы просто старый. Важно, чтобы создавалось ощущение уже пожившей кирпичной кладки. И такой красный кирпич нашелся, но в небольшом количестве. Чтобы восполнить недостающее, пришлось разобрать старую печь для обжига. Из нее в свое время сделали стену на производстве, потом там случился пожар, и кирпич получился трех оттенков: желтоватый, серый и черный. Вкупе с имеющимся красным кладка приобрела невиданную живописность.
Окна и стены с печью получились красивыми. К тому же вопрос с дранкой решился без особого труда. Правда, пришлось делать сложные расчеты, бороться за высоту, чтобы добиться необходимого угла наклона крыши. Но все получилось, и я приободрилась.
Вопрос выбора открытой латунной проводки и соответствующих светильников вернул меня с небес на землю. Уже изрядно похудевший бюджет отказывался выдерживать нездешние итальянские цены. К тому же сроки поджимали. К счастью продюсеры нашли альтернативную российскую фирму, производившую аналогичную продукцию. И ура – еще одна вершина была взята!
Тонкие льняные шторы добили бюджет окончательно, и комоды для посуды и под ТВ пришлось делать практически своими силами: при помощи металлического уголка, сосновой доски и дизайнерской смекалки. Фирма, в обычное время занимающаяся отделкой яхт, изготовила их по моим эскизам, и результат, в общем, меня удовлетворил.
Оставались аксессуары. К счастью, тут у меня случился отпуск и, благодаря этому обстоятельству, у нас появились прекрасные льняные салфетки ручной работы и другая утварь из Латвии.
Видимо, по той же причине изготовители декоративной накладки на металлическую дверь с террасы в котельную вынесли ее за скобки. Так что накануне финальной съемки пришлось ночью, в темноте заспанным рабочим красить ее в серый цвет, дабы не оскорблять пронзительным суриковым пятном общую изысканную цветовую гамму.
В общем, все хорошо, что хорошо кончается. К сожалению, это относится и к лету. И нашим героям не так много времени остается, чтобы насладиться теплыми вечерами в кругу семьи на открытой террасе. Лето, к счастью, не последнее; да и теперь у них есть утепленная веранда, где зимой можно посидеть с друзьями и детьми у теплой печки.
И я надеюсь, что нашей дружной команде удалось в очередной раз доставить людям радость, а себе – и это я знаю наверняка – удовольствие от ее осуществления.
Все очень любят читать и обсуждать прочитанное за чашкой чая с домашними пирогами. Такое необычное в наш техногенный век времяпрепровождение сразу вернуло меня в прошлое.
Как это обычно бывает, трудности стали возникать с самого начала. Но этот проект был особенный – здесь они не прекращались до самого конца.
Мне даже стало опрометчиво казаться, что дальше все пойдет, как по маслу. Это была ошибка.
Однако отпуск все-таки сыграл и злую шутку. В мое отсутствие рабочие решили, что левая перила на внутреннем крыльце – ненужное архитектурное излишество, и не стали ее устанавливать.
У пристройки в доме семьи Майоровых было слишком много проблем: в стенах – щели, в крыше – протечки. Дизайнер Анна Смирнова посчитала, что исправлять строительные просчеты будет накладнее, чем построить новую террасу. Поэтому прежнюю конструкцию разобрали до фундамента.
Фундамент решили не демонтировать полностью, а скорректировать: убрать все деформации и придать ему прямоугольную форму. Первым делом в прорытую траншею засыпали песок и гравий.
Из арматуры смонтировали каркас. Прутья связали между собой с помощью проволоки и вязального пистолета.
Из фанеры толщиной 20 мм соорудили опалубку.
В опалубку заложили цементный раствор.
Установив несущие лаги пола, приступили к его утеплению. Сначала на лаги постелили слой пароизоляционной мембраны.
Между лагами уложили негорючий утеплитель из каменной ваты. Это экологичный, пожаробезопасный и водонепроницаемый материал. При укладке плиты плотно примыкают друг к другу и не образуют щелей.
Утеплитель закрыли слоем параизоляционной мембраны, поверх которой настелили напольную доску из сосны.
Деревянные поверхности обработали прозрачным составом, который защищает покрытие от насекомых-вредителей, грибков и гниения. После этого пол покрасили в цвет какао безвредным составом, который придает блеск и выделяет структуру древесины.
Опорой крыши стали пять квадратных в сечении опорных столбов из старинного кирпича.
Кирпичи уложены в один слой, а внутри каждого столба – арматурный каркас, залитый бетоном.
Еще одним элементом стены стала массивная русская печь. Ее, как и опорные столбы веранды, выложили из старинного кирпича, на котором даже сохранились клейма. Красный – конца XIX века. А серый, черный и желтый, – 60-х годов прошлого столетия.
Такой кирпич не производят, а находят. Вернее, находят старые, пришедшие в негодность постройки, которые потом разбирают. Кирпичи чистят, сортируют по цвету и размеру и используют повторно. Дизайнеры и декораторы любят этот материал за его красоту и фактурность, передать которые современными методами крайне сложно.
Облицовочный камень
«Центр Камня»
На цоколь нанесли плиточный клей, поверх которого выложили натуральный серо-коричневый песчаник, распиленный на узкие фрагменты.
Фактура камня, так называемая «горбушка», создает впечатление, будто фундамент целиком сложен из кусков камня. Цвет песчаника также выбран не случайно – он формирует единый ансамбль с состаренным кирпичом печи и несущих колонн. Такое сочетание вкупе с необычной оконной раскладкой добавляет постройке необходимую «историчность».
После завершения остекления перешли к отделке внутренней стены. Поверх пароизоляционной мембраны смонтировали каркас из реек.
Каркас обшили сосновыми досками, имитирующими брус.
Деревянные поверхности обработали прозрачным составом. Он защитит покрытие от насекомых-вредителей, грибков и гниения.
Приступили к покраске. Для всех внутренних поверхностей использовали безвредный состав, который придает блеск и выделяет структуру древесины. Стены покрасили в нежно-голубой цвет.
У входа на веранду соорудили крыльцо. Основу из бруса обшили досками.
По такому же принципу построили и ступеньки, ведущие на террасу. Сначала собрали основу, а затем установили ступеньки. Ансамбль крыльца дополнило ажурное ограждение, выполненное по эскизам автора проекта. Точно такое же ограждение опоясало периметр открытой террасы.
Переделке подверглась не только веранда, но и некоторые элементы основного дома. Так окна, выходящие в комнату и на кухню, закрыли деревянными ставнями. А дверь в дом обшили деревом, чтобы она гармонировала с остальным интерьером.
Террасная доска из ДПК
Polywood
Возле основной террасы дизайнер предусмотрела еще одну – открытую. И если для закрытой веранды использовали фундамент старой постройки, то возведение открытой начали с чистого листа. К фундаменту прикрепили опорные балки.
На них – лаги, которые послужат основанием для настила.
С помощью крепежных элементов смонтировали декинг.
Еще одно достоинство материала – простота монтажа: декинг обрабатывается традиционными инструментами для дерева. Доски на террасе уложили на лаги и обрешетку, также сделанные из композитного материала. Обычно декинг настилают на направляющие из соснового бруса, который рано или поздно разрушается под воздействием гниения, вредителей или плесени. Но нашему настилу это не грозит!
Ансамбль террасы дополнило ажурное ограждение, выполненное по эскизам автора проекта.
Маркиза от Hella
«СКС-Штакузит»
Чтобы ни палящее солнце, ни дождь не помешали приятно проводить время на веранде, мы установили «маркизу», или мобильный навес.
В закрытом виде маркиза находится в футляре – его закрепили прямо над дверью. Управление ею автоматическое, с помощью пульта. Система раскрывания напоминает длинные руки, которые разгибаются в локтях. Регулировать можно не только длину открытого тента, но и наклон полотна. Например, в сильный дождь, чтобы вода быстрее стекала, его можно сделать круче.
Маркиза изготовлена из прочной тентовой ткани. Она водостойкая – дождь ей нипочем, и дышащая, что более чем актуально в жаркую погоду.
А от посторонних глаз защитит боковой волан – он выдвигается механически, с помощью специальной «вертушки».
Приступили к созданию крыши. Поскольку крышу создавали «с нуля», первым делом к кирпичным столбам прикрепили кровельные балки из сосны.
Поверх балок смонтировали стропильную систему.
Каркас закрыли гидроизоляционной пленкой. Поверх пленки соорудили сплошную обрешетку.
Шиндель
«Столица Мастер»
С помощью гвоздей на крыше закрепили деревянную черепицу из шинделя, или гонта (ее еще называют дранкой).
Шиндель представляет собой небольшие дощечки, которые откалывают от колоды вручную, без нарушения целостности структуры древесины. Как правильно расколоть пенек на дощечки, может определить только мастер с большим стажем. Технология производства шинделя довольна сложная: древесина проходит через примерно 10 операций, прежде чем превратиться в правильную и красивую щепку. Используется только зрелая древесина с большой плотностью годовых колец, минимальным количеством сучков и прочих дефектов. Обычно диаметр бревен составляет от 36 до 80 см.
Пиловочник разрезает их на пеньки (заготовки), которые уже и
подвергаются колке. Здесь стоит обращать внимания на расположение годовых колец
– на качественно выполненной дощечке годовые кольца должны располагаться под
углом в 30 градусов.
После колки деревянные дощечки подсушивают в сушильных камерах, чтобы
они приобрели оптимальную влажность для транспортировки и монтажа. Затем
готовый продукт стягивают специальными лентами в пачки, каждая из которых равна
1 кв. м кровли.
Для этого проекта шиндель изготовили из сибирской лиственницы.
Кстати, сваи, на которых стоит Венеция, тоже из лиственницы – это единственное дерево, не гниющее в морской воде.
Половая доска из лиственницы неплохо сохраняет тепло, что немаловажно в открытой конструкции, и поглощает звуки. К тому же, по данным МГУ леса, огнестойкость древесины лиственницы вдвое выше, чем у сосны.
Доски отличаются приятным цветом и ярко выраженной текстурой – недаром этот вид дерева считается элитным. При этом цена на лиственницу ниже по сравнению с другими элитными породами.
Древесина лиственницы также ценна своими лечебными свойствами – она содержит антиоксиданты, которые помогают организму бороться со старением и различными заболеваниями в условиях стресса и загрязненной среды.
Для утепления крыши использовали плиты из каменной ваты. Они помещаются в небольших вакуумных упаковках, что значительно упрощает транспортировку. При этом легко восстанавливают форму после вскрытия упаковки.
Плиты из каменной ваты сделаны по специальной
технологии, благодаря которой монтировать их очень легко. Плиты пружинят:
достаточно поджать край, и они плотно примыкают к обрешетке – без щелей.
«Флексированный» край располагается с длинной стороны плиты и промаркирован с
торца.
Утеплитель обеспечивает качественную теплоизоляцию: помещение будет
защищено от сквозняков, внутри будет сохраняться комфортная температура. Еще
одно достоинство плит – экологичность. Материал не содержит акриловых смол, не
пахнет и совершенно пожаробезопасен.
Утеплитель закрыли слоем параизоляционной мембраны и обшили потолок вагонкой из сосны.
Деревянные поверхности обработали прозрачным составом. Он защитит покрытие от насекомых-вредителей, грибков и гниения.
Приступили к покраске. Для всех внутренних поверхностей использовали безвредный состав, который придает блеск и выделяет структуру древесины. Потолок покрасили в кремовый цвет.
Специально для этой веранды на базе пятикамерной профильной системы изготовили стеклопакеты с переплетами, напоминающими деревянную раскладку, – их внутренняя и внешняя стороны выполнены в цвете тикового дерева.
Наружные и внутренние стекла – с тончайшим серебряным напылением. Наружное стекло препятствует потере тепла зимой и сохраняет прохладу летом, а внутренне стекло обеспечивает дополнительную теплоизоляцию помещения. Напыление не влияет на прозрачность, препятствует проникновению ультрафиолетового излучения снаружи и не выпускает изнутри инфракрасное излучение – например, тепло от радиаторов или камина, а также прохладный кондиционированный воздух.
Монтаж электрооборудования
«ФОРЭЛ»
Для монтажа освещения к потолку прикрепили три декоративные балки. К ним также подвели систему изоляционных латунных трубок, в которых спрятали провода.
Светильники из серии «Гусевъ»
ТПК «Электрик Проджект»
Все светильники на веранде также из латуни – сделаны они вручную старинным способом продавливания металла. Плафоны из матового стекла будут давать мягкий рассеянный свет. Над столом – подвесная лампа с противовесом на цепочке, высоту которой можно регулировать.
Латунь обладает высокой прочностью и коррозийной стойкостью. Это высокотехнологичный материал, который хорошо обрабатывается. Светильники из латуни не требуют покраски, внешний вид их привлекателен сам по себе. По сути — это «вечный» материал. При покрытии специальным лаком латунные изделия темнеть не будут. А благодаря прочности материала светильники из латуни служат долгие годы.
Обеденный стол Dakota
Brafab
В столовую зону внесли стол размером 150х90 см из покрашенной в белый цвет акации.
Кресло Solliden
KWA
Во главе стола – два классических кресла с подлокотниками, сделанные из массива сосны и окрашенные в цвет капучино.
Скамья Solliden
KWA
По бокам стола – две скамьи в том же стиле, спинки которых, как и кресел, с необычным крестообразным силуэтом.
Дух старой дачи привносят на веранду и две деревянные тумбы. Одна – в зоне столовой – служит для хранения посуды, а на второй стоит телевизор. Обе они сделаны из сосны по эскизам Анны Смирновой. Для придания дереву эффекта старины его брашировали – сначала поверхность отшлифовали, а затем обработали железными щетками, чтобы проявить волокна древесины.
Диван и столик Criollo
Brafab
Пространство возле тумбы с телевизором отдано детям. В центре «детского царства» – небольшой двухместный диван из искусственного ротанга необычного плетения. Между диваном и телевизором – небольшой журнальный столик из того же материала со стеклянной столешницей.
Столик и кресла Beatrice
Brafab
Стилистику Прованса на открытой веранде поддерживает легкая плетеная мебель из искусственного ротанга на алюминиевом каркасе. В белом цвете «антик» выполнены и четыре классических кресла с бежевыми подушками, и круглый стол со стеклянной столешницей.
Печь, как и опорные столбы веранды, выложили из старинного кирпича, на котором даже сохранились клейма. Красный – конца XIX века. А серый, черный и желтый, – 60-х годов прошлого столетия. Такой кирпич не производят, а находят. Вернее, находят старые, пришедшие в негодность постройки, которые потом разбирают. Кирпичи чистят, сортируют по цвету и размеру и используют повторно. Дизайнеры и декораторы любят этот материал за его красоту и фактурность, передать которые современными методами крайне сложно.
Топку закрыли глухой прочной дверцей из чугуна, после чего возвели стены. Чтобы кладка была ровной, использовали строительный уровень.
Между топкой и зольником установили колосниковые решетки для обеспечения поддува. А сверху топку закрыли варочной плитой.
Что касается функциональности печи, то, регулируя конфорки, на ней вполне можно варить русские супы и каши. А блюда из мяса можно приготовить на чугунном мангале, который тоже предусмотрели.
Монтаж электрооборудования
«ФОРЭЛ»
Открытую проводку на веранде спрятали в латунные трубы. Этот способ считается самым пожаробезопасным и долговечным – провода надежно защищены от повреждений, да и внешне система смотрится очень оригинально. Система трубной проводки состоит из отрезков прямых труб длиной 2-3 метра, вставок – углов поворотов на 90°, соединительных резьбовых или обжимных фитингов, распаечных коробок и держателей. Все трубные трассы собираются при помощи ручного рабочего инструмента, без применения сварки, при сложных конфигурациях трассы применяется трубогибочный станок. В случае необходимости, трубные трассы могут быть разобраны, модифицированы в соответствии с новыми техническими задачами и снова собраны.
Электрооборудование из серии «Гусевъ»
ТПК «Электрик Проджект»
Розетки тоже выполнены в стилистике первой четверти XX века, когда электричество в частных домах только появлялось.
Радиаторы Retro от Demir Dokum
«Радимакс»
Тему старины продолжают новые чугунные батареи болотного цвета.
Чугунные радиаторы из коллекции Retro не только отличаются надежностью и высокой теплоотдачей, но также служат настоящим украшением интерьера и представляют собой «королевское» дополнение к русской печи – и в функциональном, и в декоративном смысле. Их поверхность покрыта изысканным рельефным узором, а сами радиаторы не беспомощно «висят», а с достоинством стоят под окном на изящных ножках.
Рабочее давление каждого прибора составляет 9 атмосфер. Одна его секция размером 954х203х76 мм выделяет 187 Ватт тепла – достаточно, чтобы обогреть помещение внушительных размеров.
Вся подсветка включается и выключается с помощью крупных ретро-переключателей с деревянными ручками в форме бабочки. А со стороны улицы освещение срабатывает от инфракрасного датчика. Это очень удобно – не надо искать в потемках, где включить свет, да и мимо веранды никто из чужих незамеченным не пройдет.
Единственный предмет в современном стиле – установленный в «детской» зоне телевизор с диагональю 102 см.
Текстильное оформление веранды выгодно подчеркивает ее стилистику. С одной стороны, это легкие римские шторы из 100% льна. Цепочечное управление позволяет легко поднимать и опускать полупрозрачное белое полотно, которое даже в закрытом состоянии дает возможность полюбоваться необычными оконными переплетами.
С другой – многочисленные подушки, характерные для убранства старинных русских дач.
Тему комфорта и гостеприимства продолжают льняные салфетки и скатерть-дорожка серо-бежевого цвета, украшающие обеденный стол. По доброй традиции «Дачного ответа» обеденный стол к возвращению хозяев сервировали для праздничной трапезы, а стол на открытой веранде – для послеобеденного чаепития.
Немногочисленные аксессуары выделяют зонирование веранды. Так на журнальном столике появился набор для детского творчества, а на печке – многочисленные бутылки и штофы в стилистике начала прошлого века.
Объединяет пространство веранды в единый ансамбль композиция из яхты, декоративной повозки и утятницы, стоящая на тумбе. И, конечно, цветы - полевые ромашки.
Площадку у крыльца и новую дорожку выложили тротуарной плиткой – прежняя была несимметричная и уложена под неправильным углом.
Вдоль цоколя посадили растения: два вида барбариса и папоротники-страусятники, а также пересадили хозяйскую медуницу.
Почву вокруг растений обложили мульчей из коры лиственницы. Она, как известно, мешает росту сорняков, задерживает влагу летом и создает тепловую подушку зимой. Ну, и кроме того – украшает клумбу.
Комментарии