Тайны каминного склада

и антикварная лавка под открытым небом

Сорок минут езды от Парижа, чистое поле и внезапно – парк за кованым забором и парадными воротами. В определенные часы сюда может войти любой желающий, но знают об этом месте немногие.

    •  

      По настроению – декораторский цех киностудии или частный музей, по сути – гигантская антикварная лавка. Здесь выставлены на продажу пастушки и пастушки, колонны, олени, колодцы, фантастические солнечные часы – крупные осколки былого величия канувших в Лету замков, дворцов и аббатств.

       

       

      Владелец всего этого великолепия – Самюэль Роже. Его новый трофей – маскарон в стиле Людовика XIV, который в XIX веке украшал фонтан в частном саду под Версалем.

       

       

      Профессиональная судьба месье Роже была предопределена с детства. Его отец занимался антиквариатом: собирал всяческую старину, вплоть до кусочков раритетного паркета и напольной плитки. Самюель помогал – фотографировал предметы на продажу, а потом и сам увлекся, организовал фирму и заработал имя крупнейшего специалиста по старинным каминам.

       

       

      Самюэль Роже: «Одно французское издательство даже попросило меня написать книгу об истории каминов. Целый год я над ней работал – так появилось издание с фотографиями каминов, которые прошли через мои руки за 25 лет».

       

       

      Каминные порталы из мрамора и песчаника месье Роже скупает по всей Европе – везет из замков и перестраиваемых городских квартир.

       

      Самюэль Роже: «Это старый камин XVI века из песчаника с желтым оттенком. Я нашел его в Бургундии, а хозяин согласился его продать, потому что его замок уже почти разрушен. Интересно то, что раньше камины состояли из одного верхнего элемента – просто широкая часть дымохода выходила из стены. Но в XVI веке появилась новинка – трехчастный камин с консольной частью и ножками. Первые ножки были простыми, а эти уже со скульптурой, орнаментом. Здесь это – грифон и ленты, типичный XVI век».

       

       

      Этот камин – один из самых больших и ценных в коллекции. Миледи, Констанция, мушкетеры – вся эта авантюрная компания родом из той же эпохи.

       

       

      Самюэль Роже: «Мы думаем, что изначально камин стоял в известном Шато де Гриньон, в Провансе. Замок разрушили во время революции как символ феодализма. Я нашел камин в замке, построенном в XIX веке. Но все факты говорят о том, что камин туда переехал из Шато де Гриньон, потому что новый замок стоит неподалеку и на камине выбита дата «1652» – время постройки Шато де Гриньон. Плюс фрукты, орнамент и все мелкие детали типичны и для разрушенного замка, и для эпохи Людовика XIII».

       

       

      Камины привозят по частям, но чтобы потенциальный покупатель понимал, как объект будет выглядеть, его собирают, используя временные материалы – так легче потом разобрать. Конечно, такую махину пристроить в добрые руки непросто – для нее нужен настоящий дворец, а каминные порталы более позднего времени могут встать и в маленькую городскую квартиру.

       

       

      Вроде этого из пиренейского мрамора с чистыми линиями и фризом из медальонов.

       

      Самюэль Роже: «Для каждого ценного камина мы организовали ниши, чтобы создать нужную атмосферу. Эта – с камином белого мрамора в стиле Людовика XVI. Здесь передан дух Франции XIX века, образец жизни парижского буржуа. Интересны его терракотовые сфинксы – почти такие же я видел в зале французского искусства в Эрмитаже. Только там написано, что скульптор неизвестен, а автора моих я знаю – это знаменитый Жозеф Шинар».

       

       

      Невозможно пройти мимо девушки с веслом – старшей сестры советских парковых гипсовых спортсменок. Садовая скульптура – еще одна любимая тема хозяина. Грустные девы, отрешенные святые, резвящиеся путти, мраморные скамейки, фонтаны и целые парковые композиции – у каждой своя история.

       

       

      Беседка приехала из английского поместья. Некий лорд в XIX веке успешно занялся чаем и разбогател, а его менее удачливые потомки в XXI веке распродали поместье: замок уехал в Америку, а беседка – под Париж.

       

       

      Самюэль Роже: «Посмотрите на этот фонтан – типичный XIX век. Тогда много подобных делали для украшения садов. Сейчас надо нанести покрытие, потому что раньше его защищала краска, но лично мне не нравится краска на металле, я люблю чистый материал».

       

       

      У колодца с каскадом когда-то стирали белье, в гигантских старинных кувшинах – хранили вино. В ворота въезжали парадные кавалькады. Да-да, ворота и ограждения тоже пользуются спросом у покупателей.

       

       

      Далеко не все предметы приезжают сюда в хорошем состоянии – сильное впечатление производит целое поле фрагментов, элементов и предметов, которым предстоит реставрация.

       

       

      Самюэль Роже: «От этого старинного постамента отвалился целый кусок, нужно приклеить. И почистить не мешало бы, потому что красивый белый камень уже почти не виден».

       

       

      Самюэль Роже: «Камин XV века – очень красивый и редкий, в готическом стиле. Тогда камины состояли только из верхней части, как я уже рассказывал. В XX веке в центральной части сделали отверстие, видимо, для какой-то трубы. Дыру нужно заделывать. Чтобы реставрацию было не видно, придется брать кусок с задней части этого же камина».

       

       

      В мастерской сейчас приводят в чувство чашу уличного фонтана из красного мрамора. Процесс кропотливый и трудоемкий.

       

      Самюэль Роже: «Мы нашли ее во дворе парижского здания. Чашу уже купил клиент из Китая, но ее еще нужно отреставрировать. Проблема в том, что мрамор пострадал от холода и на нем образовались трещины. Мы сделали клей такого же оттенка, теперь задача – заделать каждую неровность, отполировать и нанести воск, который придаст камню яркость».

       

       

      Инструменты для работы выглядят примерно так же, как и те, которыми пользовались еще античные мастера. Ими срезают ровные декоративные полосы, делают округлые выемки и сглаживают края. А предмет, похожий на молоток для отбивных, используют, когда камню нужно придать фактуру.

       

       

      Самюэль Роже: «Конечно, иногда мы используем электрический инструмент, чтобы прилагать меньше усилий, но насадки для него почти такие же».

       

       

      Территория, на которой Самюэль Роже организовал свое предприятие, в XVIII веке принадлежала небольшой фабрике, производящий керамику – черепицу и плитку. Но в XIX веке крупные предприятия победили мелкие производства. Территория была заброшена. Новый владелец часть помещений отдал под хранилища и мастерские, а часть одного сарая переделал под собственное жилище. В нем нас поджидает пара сюрпризов.

       

       

      Во-первых, подруга Самюэля – Катерина, русская, родом из Ростова, а во-вторых, буквально в красном углу красуется приличная копия картины Владимира Серова «Ленин провозглашает Советскую власть».

       

       

      Самюэль Роже: «Я очень люблю Россию, часто туда езжу, люблю культуру и русскую душу. Эту картину нашел на блошином рынке в Париже. Мне понравилось все – и размер, и персонажи. И я знаю, что она очень известна в России».

       

       

      Что касается дома в целом, он тоже напоминает антикварную лавку – профессия хозяина накладывает отпечаток. Тут множество статуэток, картин, фотографий.

       

       

      Планировка открытая: в центральной части стоит куб, отделяющий кухню от гостиной. Внутри – санузел. Сверху, поднявшись по металлической лестнице, неожиданно обнаруживаешь большую ванну. И опять же глаза разбегаются от множества мелких антикварных предметов. Однако, главная здесь, несомненно, купальщица, приготовившаяся прыгнуть в воду. Мостик от ванны ведет в приватную часть – гардеробную и спальню.

       

       

      Самюэль Роже: «Здание – постройки конца XVIII века. Во всем помещении было два этажа. Но я решил второй уровень оставить только для спальни, а в гостиной убрал и даже частично срезал деревянные балки – они ломали пространство. Вместо них появились тонкие металлические стяжки – это необходимо конструктивно и помогает стоять зданию. Еще я добавил металлические элементы XIX века из парижского лицея, который реконструировали. Даже краску прежнюю серую оставил для аутентичности».

       

       

      Единственное, чего нет в доме, как ни странно – камина. Месье Роже никак не решит, куда же его поставить. А главное – какой же именно выбрать из своей огромной коллекции. И мы его понимаем.

       

      Origines
      Paris Saint-Ouen
      6, rue Paul Bert
      info@origines.fr
      www.origines.fr

Наверх
  • Рейтинг: 7.33
  • Голосов: 3
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад