Павловопосадская платочная мануфактура

экскурсия на производство

Главная достопримечательность Павловского Посада – мануфактура, где уже более ста лет изготавливают знаменитые на весь мир платки. Для проекта «Гостиная с фиолетовым кантом» дизайнер Наталья Баженова выбрала такой платок как основное украшение.

    •  

      Вместе со съемочной группой «Дачного ответа» дизайнер отправилась за «фиолетовыми огурцами» на «Павловопосадскую платочную мануфактуру».  

       

       

      Разнообразие платков поражает – здесь порядка 800 видов рисунка! И пока Наталья Баженова делает нелегкий выбор из представленного платочного многообразия, самое время отправиться на экскурсию по производству.

       

       

      Начнем с той части мануфактуры, где расположены кабинеты художников. За столом только один мастер – Валерия Фадеева, которая раскрыла нам страшную производственную тайну. Пришла она специально для съемки, а на самом деле художники работают дома. В режиме строжайшей секретности.

       

       

      Валерия Фадеева: «Мы даже друг другу не рассказываем, что мы делаем – только на какой стадии находится рисунок: я уже сделала карандашом или я уже начала красками. Все, что волновало художника на момент создания рисунка, – все выплескивается на бумагу. Это и фильмы, которые мы смотрим, и музыка, которую слушаем, и стихи, которые читаем, и дети, которые приносят хорошие оценки. Принес ребенок пятерку – мама красивую розу нарисовала».

       

       

      Рисунок гуашью на ватмане называется крок. Конкретно в этом собрались традиционные павловопосадские мотивы. Георгины, розы, пионы. А еще цветы миндаля, нежный оттенок для них Валерия подбирала особенно  тщательно. И имя платку дала – «Миндаль». 

       

       

      Валерия Фадеева: «Этот платок уже утвердили, поэтому мы можем показать конечный результат, который и будет отпечатываться. Рисунок получился очень радостным, весенним, с яркими и жизнерадостными цветущими цветами. И при этом фон у платка черный – таким я вижу восточное небо, полное звезд. Так что платок получился ярким и звездным».

       

       

      Кроки и готовые платки хранятся в фабричном музее. Главный художник Виктор Иванович Зубрицкий показывает шали, которые в 1937 году ездили на всемирную выставку в Париж вместе с Рабочим и Колхозницей Веры Мухиной. 

       

       

      А этот платок когда-то придумал сам Виктор Иванович. На нем нет ни роз, ни георгинов, вообще ни одного цветка.

       

      Виктор Зубрицкий: «Я так долго мучился над этим рисунком и очень волновался… Когда художественный совет принимал этот рисунок, вопросов было очень много – ведь такого никогда не было. Но все-таки решили попробовать. А однажды я ехал в автобусе, и вдруг открылись двери и вошла красивая женщина в этом платке – это был подарок для меня».

       

       

      Кстати, работу на мануфактуре Виктор начинал с того, что вырезал вот такие узоры. Доска с металлическими набойками отпечатывала контур рисунка, называлась она манера.

       

       

      А это «цветка» – резная доска, покрытая мелким пухом – с ее помощью наносили цвет.

       

       

      Виктор Зубрицкий: «В специальный короб наливалась краска. Поверх устанавливалась форма для цветки, на дне которой лежала суконка – своего рода промокашка».

       

       

      Виктор Зубрицкий: «Набойщик промокал цветку и по определенным меткам накладывал рисунок на платок».

       

       

      Виктор Зубрицкий: «Чтобы краситель хорошо проник в ткань, по цветке аккуратно ударяли – отсюда и пошел термин набойка. Использовали для этого чугунную киянку, поэтому в основном краску набивали мужчины. Кроме того, чтобы краска быстрее высыхала, набивочные столы подогревались, так что в помещении было достаточно тепло. Поэтому мастера работали полуголыми – какие уж тут женщины».

       

       

      Разумеется, сегодня и женщин на мануфактуре работает немало. А мы идем к колористам – они подбирают краски для новых платков. Для примера взяли платок «Миндаль», для которого уже были разложены необходимые цвета.

       

       

      Колорист: «Образец помещаем под специальные лампы дневного света, что позволит хорошо и правильно увидеть цвет. За годы работы у нас накопилась база цветов. Наша задача из сотен оттенков подобрать нужный. Ведь тот же нежно-розовый бывает и теплый, и холодный, и бежеватый. Задача колориста уловить этот нюанс и перенести нужный цвет на платок».

       

       

      Чтобы появился новый розовый, на компьютере изменяют рецептуру, потом на специальной линии смешивают краски. Получается несколько литровых пробников. Теперь проверим на ткани три розовых оттенка, фиолетовый и бежевый. 

       

       

      Колорист: «По такой набивке очень сложно определить, попали мы в нужный цвет или нет. Чтобы это понять, краску нужно сначала просушить, затем краска должна «вызреть», пройти этапы промывки и сушки, и только тогда, под тем же самым дневным светом, мы сможем посмотреть, попали мы в нужный цвет или нет».

       

       

      Если колорист доволен результатом – новый оттенок идет в печать.

       

       

      В трафарет аккуратно заливается краска нужного цвета, после чего линия запускается и начинается печать.

       

       

      Работница мануфактуры: «Трафарет доходит до конца и печатает каждый платок. Затем каретка возвращается и мы сможем сменить трафарет, залить туда другую краску и продолжить печать.

       

       

      Таким образом, на платке будет оставаться все меньше и меньше белых пятен, пока он полностью не заполнится».

       

       

      Этот цех напоминает многоквартирный дом, в котором снесли стены и несколько домохозяек оказались в общем пространстве.

       

       

      Здесь в том числе плетут знаменитые клеточки на бахроме. Два часа кропотливой ручной работы – и платок готов.

       

       

      Тем временем Наталья Баженова уже наверняка подобрала что-то для проекта. 

       

      Наталья Баженова: «Я даже растерялась в этом выборе, настолько красивые здесь платки. Но все-таки я осталась при своей идее платка с активным синим цветом. Так что мой выбор пал на эту модель со сложным восточным рисунком, сердцевиной и очень сложным сине-фиолетовым тоном».

       

       

      «Дачный ответ» благодарит за помощь в съемках сюжета православный конно-спортивный клуб «ГОТФЫ» при храме святого великомученика Никиты в д. Бывалино Павлово-Посадского благочиния Московской епархии.

       

Наверх
  • Рейтинг: 7.11
  • Голосов: 9
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад