Подземный небосвод

интерьер станции «Маяковская» Московского метрополитена

Станция метро «Маяковская» – одна из самых глубоких в Москве, но внутри кажется, что небо очень близко – стоит только поднять голову. Все дело в мозаиках – они как огромные окна, через которые мы подсматриваем за тем, что творится на поверхности.

    •  

      Бравые парашютисты, отважные летчики, дирижабли и бипланы – все это приметы времени 30−х годов. Однако в оформлении станции удивительно переплелись стили разных эпох.

       

       

      По задумке первого архитектора станции Самуила Кравица вестибюль «Маяковской» должен был стать своеобразным театральным фойе.

       

       

      Дело в том, что в середине 30−х на Триумфальной площади, а именно под ней и расположена «Маяковская», находилось сразу пять театров. Москвичи даже называли ее Второй театральной. Причем самым главным считался «ГосТИМ» под управлением Всеволода Мейерхольда.

       

       

      Однако в 1938 году режиссер был арестован, его театр закрыт, и об этой теме больше никогда не вспоминали. В результате станция стала совсем другой.

       

       

      Новый архитектор «Маяковской» Алексей Душкин создал легкое, воздушное, но в то же время торжественное и парадное пространство, причем ни в одном из его эскизов авиационной тематики не было. Она появилась в самом конце, когда в практически готовом вестибюле за работу взялся художник Александр Дейнека.

       

       

      Алексей Корнеев, историк: «Дело в том, что Дейнека все 30−е годы рисовал самолеты и отчасти перенес в интерьер станции свои навыки. В то же время авиация в 30−е годы была очень популярна, ведь в это время в полном объеме сбылась мечта человечества о полете».

       

       

      И станция «полетела». С 30−метровой глубины, а это, между прочим, высота девятиэтажного дома, теперь стали видны солнце и облака. 35 мозаик объединены в цикл «Сутки советского неба». Небо здесь – это фон, на котором разворачиваются основные события.

       

       

      Алексей Корнеев, историк: «Что интересно, на мозаиках изображены не какие-то абстрактные, а вполне конкретные самолеты. Например, красные крылья принадлежат легендарному Ан-25, на котором был произведен первый межконтинентальный перелет Москва-Ванкувер экипажем в составе летчиков Чкалова и Байдукова, а также штурмана Белякова».

       

       

      И если Ан-25 и его экипаж стали известны на весь мир, то тяжелый бомбардировщик ТБ-3 был незаслуженно забыт. А это изображение вообще единственный ему памятник. Уже в следующем после открытия станции году самолет снимут с производства, однако с началом Великой Отечественной войны именно ТБ-3 станут первыми, кто примет бой с немецкой армадой в воздухе.

       

       

      Алексей Корнеев, историк: «Есть на потолке «Маяковской» и изображение дирижабля. Они вообще тесно связаны с историей станции. Существует легенда, что колонны станции сделаны из деталей непостроенных или упавших дирижаблей. Это, конечно же, просто легенда, однако колонны действительно были сделаны на заводе «Дирижабльстрой» в городе Долгопрудный».

       

       

      Металлические полированные конструкции Дужкин использовал в оформлении станции чтобы визуально облегчить ее архитектуру. Здесь сработал эффект зеркала: своды не давят, а наоборот, как-будто приподнимаются и парят. В результате не осталась и намека на то, что человек находится глубоко под землей.

       

       

      Сохранить это ощущение нужно было и при возведении второго выхода со станции. Работу над ним начали в 2005, а закончили в 2007 году.

       

       

      Главным украшением стала огромное, площадью 350 м2, мозаичное панно. Его автор – народный художник России Иван Леонидович Лубенников.

       

       

      Иван Лубенников: «То, что на потолке должно быть небо, было очевидно, потому что делать что-то другое в подземелье было смешно – тут всегда не хватает воздуха. У Дейнеки небо глубокое, с передними планами, «социалистическое». А я сделал небо близкое. Здесь подъем эскалатора, так что при сходе в вестибюль буквально упираешься в близкое небо, которое к тому же оказывается каменным. Но оно наше, современное, «пустое» – постсоветское».

       

       

      Мозаика собрана из сотен тысяч элементов разной величины, причем самые маленькие не больше трех сантиметров. Материалы использовали те же, что и внизу: мрамор, гранит, смальта. Причем смальту удалось достать еще советскую, качественную – это именно она так загадочно поблескивает.

       

       

      Иван Лубенников: «Если говорить о свете, то тут все очень просто. Небо оно и есть небо, и цвет у него такой «заколдованный». Желтый цвет здесь архитектурный, а некие геометрические образования – своего рода просветы в этом желтом фоне».

       

       

      Иван Лубенников: «И кроме всего прочего, эта регулярная плитка образует линованный лист бумаги в клеточку. И надо сказать, что труднее всего мне было копировать скоропись Маяковского, чтобы свободно написать его цитаты».

       

       

      Удивительный факт – Иван Леонидович по сути стал первым, кто вспомнил собственно о Маяковском и отразил эту тему в оформлении станции. Ведь даже на площади, которая на протяжении пятидесяти лет носила имя поэта, памятник ему воздвигли только в 1958 году, то есть через 23 года после переименования.

       

       

      Иван Лубенников: «У меня было объективное желание вернуть станции Маяковского, поэтому я сюда принес и цитаты из его лирики, из его, скажем так, молодой поэзии, которая мне очень нравится. Которая еще не совсем советская. Причем я цитировал очень скупо, намеренно не заканчивая поэтических фраз, чтобы была провокация – а вдруг кто-то захочет дочитать поэтическую фразу и заглянет в книгу».

       

       

      Еще одна история о «Маяковской» связана с ее знаменитыми арками. Говорят, если встать с одной стороны арки и что-нибудь сказать, то эту фразу услышит человек, стоящий через перрон возле этой же арки. Наш эксперимент показал, что эта история – чистая правда. Проверить данное утверждение можно и самостоятельно, просто посетив станцию «Маяковская» Московского метрополитена.  

       

Наверх
  • Рейтинг: 3.50
  • Голосов: 2
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад