Репортажи  /  Последние дни советского дизайна

Последние дни советского дизайна

Выставка «Советский дизайн 1950-80-х годов», которую Московский музей дизайна показывает в «Манеже», подходит к концу. За несколько дней до окончания организаторы пригласили своих друзей и партнеров на закрытый показ, подарив редкую возможность осмотреть уникальную экспозицию в спокойной обстановке.

Выставка прошла с колоссальным успехом. За два месяца по самым скромным подсчетам ее посетило более 130 тысяч человек. Все праздники люди шли сюда нескончаемым потоком.

Конечно, большую часть посетителей на выставку привела ностальгия. По детству, юности, по ушедшим временам, по тем вещам, которые оставались с нами так долго, но все равно уходят. Хотелось вспомнить, пережить радость узнавания, показать тем, кто не застал…

Красный «Москвич», часы «Полет», аппарат с газировкой, резиновые калоши на каблуках, бутылки из-под кефира с металлической крышкой, «треугольники» молока и многие другие символы эпохи, собравшиеся в «Манеже», сделали свое дело и помогли состояться этому коллективному путешествию в советское прошлое.

По большому счету экспонатов на выставке не так уж и много, зато охвачены самые разные области жизни. Представлен раздел, посвященный детству, раздел моды и стиля, уголок музыкальных инструментов и радиотехники. В наличии автопром, фототехника и туристический инвентарь, есть артефакты Олимпиады, упаковка, мебель и другие экпонаты. В одном месте собрали всего понемногу, чтобы воссоздать цельную картину быта советского человека.

Однако затевалась все это не только и не столько ради ностальгии. Главная идея выставки – наглядно показать публике, что и в нашей стране тоже есть дизайнерская традиция.

Вопреки расхожему представлению, дизайн в СССР все-таки был, хотя и назывался долгое время художественным проектированием. Конечно, образ многих вещей заимствовали с запада, да и вообще Союз сильно отставал от мирового дизайнерского процесса. Особенно после войны, когда основные силы были брошены на восстановление промышленности. И на выставке, разумеется, есть примеры такого копирования. Например, радиоприемник «Звезда 24» в точности повторяет французский, подаренный Хрущеву, а пылесос «Ракета» сделан по итальянскому образцу.

Однако уже во второй половине 60−х годов Советы перешли на собственные дизайнерские разработки. В муках творчества формулировались теоретические принципы, появлялись талантливые дизайнеры, создавались ни на что не похожие прототипы. Заработал даже настоящий институт советского дизайна под называнием Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Большинство проектов, разработанных в этом институте, таких, как такси с широкой дверью и низкой посадкой, в которое помещалась коляска с ребенком, так и не попали в промышленное производство. И мало кто вспомнил бы о них, если бы не выставка.

Куратор выставки Алена Сокольникова с большим воодушевлением рассказала о сильных сторонах советской школы дизайна.

«В условиях плановой экономики и дефицита советская промышленность делала ставку на производство вещей, которые долго не приходилось бы менять на новые. Капиталистический же дизайн активно критиковали за «стайлинг» – черту очень распространенную в наше время: производители просто улучшают что-то во внешности предмета, побуждая потребителя купить новую вещь только за ее красоту без особой на то надобности. Советские же вещи хоть и были неказисты на вид, но отличались удивительной прочностью и жизнестойкостью. Холодильники «ЗИЛ» до сих пор можно встретить на дачах и в квартирах. Да что говорить: большая часть экспонатов, представленных на выставке, все еще в рабочем состоянии!

Организаторы очень хотели подключить аппарат с газировкой к сети и разливать ее всем посетителям. Жаль, технические службы не разрешили это сделать.

Советские дизайнеры стремились воплотить в жизнь идею многоразового использования продукции и вторичной переработки, столь актуальную сегодня: гильзы от сифона можно было заправить, а стеклянные бутылки – сдать. В условиях дефицита всячески приветствовалась идея многофункционального использования предметов быта и всевозможные переделки уже существующих вещей. В журнале «Наука и жизнь» публиковались материалы о том, как, например, самому превратить обычную гитару в электрическую, и подобные полезные советы.

Только в Союзе получили распространение пылесосы, которые работали на выдувание. В инструкции к «Сатурну» даже описывались варианты использования этой функции. Пылесосом можно было опрыскивать растения, обрабатывать ковры нафталином, белить потолки.

Многофункциональное использование и тотальный дефицит породили массу курьезов. Очень забавно получилось с калошами. За неимением в СССР хорошей спортивной обуви, советские скалолазы выступали на соревнованиях в калошах, примотанных к ногам веревкой. И ставили мировые рекорды! А иностранцы, глядя на странные конструкции, недоумевали и в шутку называли такую обувь секретным оружием.

Буквально о каждом экспонате выставки можно рассказать интереснейшую историю. Эта как раз тот случай, когда без экскурсии и пояснений можно пропустить самое интересное. Для тех, кто хотел бы углубиться в тему, подготовили любопытную лекционную программу, которая будет проходить в последние дни работы выставки: 17, 18, 19 января. Подробнее о лекциях читайте здесь

Еще одно огромное достоинство выставки – люди. Так сложилось, что отечественный дизайн не знает своих героев. Большинство авторов культовых вещей забыты или вовсе неизвестны. В СССР все товарные знаки регистрировались за предприятиями и люди не имеют на них никаких прав и, разумеется, не получают гонораров.

Команда музея провела огромную работу, чтобы найти имена отцов-основателей советского дизайна, а потом разыскать этих людей и лично с ними встретиться. В результате помимо экспонатов на выставке установлены видеоэкраны, где можно посмотреть и послушать видеоинтервью с главными советскими дизайнерами: Ю. Б. Соловьевым, В. С. Акоповым, В. Ф. Рунге, И. А. Зайцевым, С. В. Мирзояном и др.

Тем, кто уже не успевает посетить выставку, рекомендуем следить за программой Московского музея дизайна. Теперь «Манеж» – постоянная площадка музея, здесь они будут устраивать по три экспозиции в год. В апреле покажут выставку голландского дизайна, однако советскую тему в музее тоже намерены серьезно развивать. Текущая выставка заявлена как обзорная, в будущем хотят сделать отдельные экспозиции по более узким аспектам.

Еще есть надежды на каталог. Выставка готовилась в сжатые сроки, и выпустить каталог к открытию – и даже к закрытию – просто не успевали, но он обязательно появится в ближайшее время. Желающие смогут приобрести.

Приятно, что выставку в «Манеже» оценили не только соотечественники. Искреннее восхищения выказала вьетнамская делегация, а директор Британского музея дизайна пришел в такой восторг, что сейчас активно ведутся переговоры о лондонских гастролях. Так что в каком-то смысле для советского дизайна все еще только начинается…

До 20 января

Наверх
  • Рейтинг: 6.50
  • Голосов: 18
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад