Стили / Япония
Япония

Япония

Еще пять-семь лет назад европейцам приходилось совсем туго. Беспощадная мода требовала заменить все двери на перегородки сёдзи, принимать гостей, сидя на полу, есть исключительно палочками. Сейчас «япономания» не то, чтобы совсем утихла, но заметно смягчилась.

Запад уже неоднократно заболевал «японской болезнью», причем в самой острой форме.

Началось все в конце XIX века, и с тех пор рецидивы следуют один за другим с пугающей регулярностью. Хотя, что мы к этой Японии привязались? Если и выбирать дальневосточную культуру для подражания, то это, безусловно, должен быть Китай – цивилизация более древняя, более разносторонняя. 

Режиссер Эйзенштейн, увлекшийся в свое время Японией, очень быстро переметнулся в сторону Китая. Покопавшись как следует в истории, он сделал парадоксальный вывод: «Японцы и китайцы как бы повторяют соотношение «римляне/греки древности» или «американцы/европейцы современности». Механически двухмерны концепции рациональных японцев. Первичны, органичны, оригинальны именно китайцы». 

Один только список открытий, сделанных в Поднебесной, впечатлит любого скептика. Китайцы изобрели бумагу, порох, компас, лак, зонт, веер, обои, фарфор, чай, часы, шелковые ткани, каллиграфию, ширмы и фэн-шуй, учение воды и ветра.

А что придумали столь модные ныне японцы? Практически ничего, то есть пустоту. Однако именно за этой пустотой традиционного японского дома гоняются все, утомленные традиционным европейским интерьером.


Итак, каков из себя «дом-идеал» продвинутых европейцев (которому, кстати, следует не более 50% самих японцев)? Вся архитектура – деревянный каркас на сваях с полупрозрачной бумагой вместо стен. Каркас не покрашен – до нужного благородного оттенка поверхность доведут солнце, дожди и время. Отвес крыши достигает метра, поэтому в дом не попадают прямые солнечные лучи, зато много утреннего и вечернего света.  


Пространство внутри строго организовано и не терпит современных вмешательств. Большинству привычных нам вещей в традиционном японском доме просто нет места. Все необходимое, будьте любезны, складывайте в шкаф тансу или нишу токонома. Имейте в виду, что ниша может быть в доме только одна, да и та в основном служит вместилищем украшений: свитка с каллиграфией, вазы с веткой сакуры, икебаны. Телевизор не влезет! 

Все пространство, от прихожей до гостиной, выстилается любимыми японцами циновками татами – новенькие они светло-зеленые, а про прошествии трех-пяти лет ветшают и требуют замены. Ни плесень, ни насекомые в таких «коврах» не заводятся, потому что сверху они обшиты «антисептической» травой игусой. Стандартные размеры циновки – 1,8х0,9 м. Цифры не круглые, но при этом японцы меряют площадь дома на татами как мы – на квадратные метры. Комната 12 кв. м – это приблизительно 6 татами. 

Главная особенность японского дома – возможность быстрой трансформации.

Чтобы превратить гостиную в спальню, на те же самые татами кладут матрасы-футоны. Европейцам футоны тоже приглянулись, но они извратили идею, положив их на деревянный каркас (такую кровать можно купить хоть в Ikea), а это уже совсем не по-японски. 


Но если вы думаете, что на островах до сих пор царит патриархальная идиллия с футонами, токономами, перегородками сёдзи и мягким вечерним светом, то вы глубоко заблуждаетесь. Перебравшись в городские квартиры, японцы в момент позабыли о принципах чистоты и пустоты: в их современных жилищах все захламлено так, как не снилось ни одному европейцу! Бесконечное количество коробочек, шкафчиков, шифоньеров, полок, уставленных безделушками, мягкие игрушки – повсюду и в угрожающем количестве. 

Японец, получив в подарок плюшевого медведя, не может его выбросить или подарить кому-нибудь другому – он таскает его с собой всю жизнь, из квартиры в квартиру.

Добавьте к этой интерьерной картине общее стрессовое состояние японского общества, безумный ритм жизни, рост числа самоубийств и жестокость мегаполисов, и вы поймете, что подражать и вдохновляться там особенно нечем. Единственный луч надежды оставляют медики: говорят, большое количество рыбы в рационе способствует долголетию (предотвращает атеросклероз), а сидячая поза с опорой на колени – одна из самых здоровых. Это, конечно, нужно взять на вооружение, но для следования стилю маловато получается. 


Что же японского вберет в себя современный глобализованный интерьер? Ниши, матрасы и деревянные подушки на Западе не прижились, а на Востоке изрядно позабылись. Зато наш мир полон модных вещей и предметов меблировки, в которых японская тема лишь намечена, угадывается за счет красивых пропорций, простоты конструкции, природных красок. Вид у таких столов, стульев и кроватей – как у медитирующего человека, которому нет дела до гламурной суматохи.

Если вы заинтересуетесь какой-нибудь такой «задумчивой» вещью, то, скорее всего, выяснится, что ее придумал японский дизайнер, хотя произвела европейская фабрика. На креативные японские мозги сейчас большой спрос, и даже родина дизайна Италия уже несколько лет предпочитает нанимать проектировщиков из страны Восходящего Солнца. Как-то по-другому у них головы устроены… 

Современный японский интерьер – по сути минимализм, но решенный с необычайным изяществом. Пустота должна подчеркивать красоту тех немногих предметов интерьера, которые остаются на виду.

Другое наследство «японского» стиля – натуральные материалы. Темное полированное дерево идет на мебель строгих очертаний; бамбук и натуральные волокна – пригодятся для обоев. Текстиль – хлопок и шелк: синтетические, искусственные ткани будут смотреться как нечто чужеродное, причем желательно использовать белые или кремовые оттенки. Забудьте о линолеуме и ламинате для пола – тут необходима широкая массивная доска, натуральную поверхность которой так приятно ощущать босыми ногами. Поверх можно настелить циновки, плетение которых должно напоминать ручную работу – никаких «узорчатых» ковров! 


Следует также отказаться от распашных дверей – японский интерьер предпочитает раздвижные перегородки, убирающиеся в стену. Большинство линий и углов – идеально прямые, однообразие которых разбивается каким-либо красочным этническим аксессуаром. Особенно наглядно это заметно при черно-белой общей гамме и красно-золотых предметах декоративно-прикладного искусства. 

На окна – повесить бамбуковые жалюзи. Характерные для Японии пропорции оконных переплетов – частые и стремящиеся к квадрату – также помогут создать нужную атмосферу. Идеально, если за окном будет открываться вид на цветущий «японский» сад, с ирисами и лотосами – жаль, что в наших погодных условиях создать этот завершающий штрих достаточно проблематично. 

По материалам журнала «Квартирный ответ» 
Наверх
  • Рейтинг: 5.35
  • Голосов: 17
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Средиземноморье
  • «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» – эту нехитрую истину с давних пор подтверждали ахейцы и троянцы, византийцы, мавры, тюрки и евреи, в общем, все предприимчивые и теплолюбивые граждане, осевшие на берегах Средиземного моря. Не было края слаще, и нет земли желаннее – за тысячелетия приоритеты не поменялись.
  • Мебель с британским акцентом
  • Если вам хочется привнести в интерьер дух старой-доброй Англии, присмотритесь. Перед вами пять типично-английских сюжетов, пять истинных британцев, не оставляющих никаких сомнений в чистоте своего происхождения.
  • Лепной декор
  • Какой совет можно дать тем, кто интересуется лепниной? Не разрушайте старую и клейте новую!
  • Бетон в интерьере
  • Бетон – настоящий герой индустриального века. Вера Павловна из романа «Что делать?» видела в своих знаменитых снах будущее из стекла и металла. Но даже смелый гений Чернышевского не мог предположить, что возможно такое смелое сочетание, как стекло и бетон.
  • Россия
  • О самоваре из Китая, матрешке в Париже, первом дачнике Петре и последней версии резиновой калоши – перечислим все свое, родное, прославившее Россию далеко за ее пределами.