Цвета / Язык цвета
Язык цвета

Язык цвета

Наше представление о цвете и о его влиянии на нашу жизнь менялось в течение многих веков. И сегодня у нас наконец появилась возможность научиться говорить на языке цвета, выражать с его помощью наши эмоции и рациональные идеи.

От бога к человеку

Первобытные люди отождествляли цвет с жизненно важными понятиями: кровь, молоко, огонь и земля. Поэтому основными цветами, которыми оперировали наши далекие предки, были красный, белый и черный – именно они чаще всего встречаются в дошедших до наших дней наскальных рисунках.


Позже к ним добавился желтый (цвет земли), синий (цвет неба), зеленый (цвет растений). Но на протяжении долгого времени цвет прежде всего был тесным образом связан с магией и религией, ему приписывались мистические свойства. Об этом, например, недвусмысленно свидетельствует деление магии на «белую» и «черную». 

Подход к цвету античных деятелей науки и искусства – Аристотеля, Пифагора, Платона – был более естественно-научным. Они руководствовались, в частности, и эстетическими понятиями – например, излишество какого-то одного цвета могли счесть «безобразным».

Однако существенный сдвиг в этом направлении произошел только в эпоху Ренессанса. Много экспериментировал с красками великий Леонардо да Винчи. Например, он уже знал, что цвета могут быть теплыми и холодными. А накладывая слой масляной краски поверх другого, он создавал тонкую дымку, что придавало туманность картине и не отвечало строгости формы традиционного полотна.

Эту технику Ленардо называл «окутывание дымкой» – таким образом, именно автор «Джоконды» ввел понятие о приглушенных тонах.
 
Впрочем, наиболее примечателен тот факт, что современники Возрождения начали смотреть на цвет не как на нечто божественное, а наоборот, человеческое, символизирующее его чувства, мысли и отношение к окружающему миру. В XVI веке некий Коронато описал «цветовой код» одежды: белый и красный означали любезность и уверенность, в то время как коричневый и серый свидетельствовали об умеренности, практичности и трезвой расчетливости. А Ломаццо еще в XV веке сопоставил цвета и типы темперамента: белый – флегматик, черный – меланхолик, красный – сангвиник, желтый – холерик.

Научный подход

В XVII веке достижения оптики в лице Исаака Ньютона привели к тому, что цвет окончательно стал физическим понятием. И если Леонардо, пользуясь интуицией художника, выделил всего 6 основных цветов (белый, желтый, зеленый, красный, синий и черный), то Ньютон разложил белый свет в спектр и научно доказал существование, помимо белого и черного, как минимум еще 7 цветов. Сегодня они известны нам как «радужные»: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

На волне этих открытий создаются абстрактные цветовые системы – цветовые круги и треугольники.


Одновременно расширяется и список субъективных цветовых ассоциаций: о цветах говорят как о тяжелых и легких, удаляющихся и приближающихся, земных и воздушных, впечатляющих и малозаметных. Наконец, XVII век уже можно считать началом зарождения науки о психологии цвета, изучающей взаимодействие цвета и человеческой психики. 

Возникновение науки о цвете связано с именем немецкого поэта Гете – говорят, этим своим исследованиям цвета он придавал даже больше значения, чем литературному творчеству.

Гете первым открыто заговорил о том, что цвет, независимо от формы и строения материала, которому он принадлежит, оказывает определенное воздействие на душевное состояние человека. Таки образом, поэт выделил положительные, отрицательные и нейтральные оттенки. К первым он отнес желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (киноварь). Отрицательными Гете полагал синий, красно-синий (фиолетовый) и сине-красный. Соответственно, первые создают бодрое, живое, деятельное настроение, а вторые – неспокойное, тоскливое. Зеленый при этом попал в группу нейтральных цветов. 

Гете же, проведя параллель с гармонией психики, начал говорить о гармоничных сочетаниях. Он выделил три основных: желтый – красно-синий, синий – красно-желтый, пурпур – зеленый. Эти цвета как бы уравновешивают действие друг друга. Остальные комбинации тоже вступают во взаимодействие друг с другом, но результатом этого становится «перекос» в ту или иную сторону. Например, желто-красный в паре с сине-красным вызывает радостное возбуждение, а сочетание синего с зеленым великий поэт называет «пошло-противным».

Холодный расчет

Итак, мы видим предметы окрашенными в тот или иной цвет, наше зрение цветовое. Но что лежит в его основе?

Изучение глаза показало, что сетчатка имеет три основных светоощущающих элемента: один из них сильнее всего раздражается красными лучами, другой – зелеными, третий – синими.

Так, в XIX веке соотечественник Гете Герман Гельмгольц взглянул, наконец, на цвет глазами человека и выяснил, что основными на самом деле нужно считать красный, зеленый и синий, так как с их помощью можно получить все остальные цвета любой насыщенности. А белого и черного в природе вообще не существует, и их примесь не меняет род цвета, а лишь создает его оттенки. 

Фактически это означало, что любой оттенок можно синтезировать, представив в виде формулы «Цвет» = NR + NG + NB, где NR, NG и NB – количество красного, зеленого и синего в смеси (принцип действия цветного ТВ). Да и вообще каждый цвет можно в буквальном смысле измерить. 


Так, цветовой тон определяется длиной волны спектра видимого излучения света. Контрастность тона – соотношением в нем белого и черного. Насыщенность – это количество хрома (цвета) при постоянной контрастности тона. 

Кстати, этот подход лег в основу «кодировки цвета», которую сегодня используют производители красок и благодаря которой можно легко ориентироваться при выборе нужного оттенка. Рассмотрим на примере цветовой системы Dulux. 

Скажем, есть краска цвета 68YR 34/780. 68YR – это как раз цветовой тон, 34 – его контрастность, а 780 – насыщенность.


Цветовых тонов всего 8: RR (от цвета фуксии до красного), YR (от красного до оранжевого), YY (от оранжевого до желтого), GY (от желтого до зеленого), GG (от зеленого до бирюзового), BG (от бирюзового до голубого), BB (от голубого до сиреневого) и RB – от сиреневого до фуксии. 

Цифра, означающая контрастность тона, меняется от 00 до 99, и чем больше цифровой код, тем светлее оттенок. По аналогичному принципу меняется и показатель насыщенности (от 000 до 900) – чем больше код, тем цветовой тон интенсивнее.

 

И все-таки – разум или чувства? 

Чтобы получить желтый цвет, нужно смешать красный и зеленый – это факт. Однако разве ощущение желтого состоит из ощущений красного и зеленого? И можно ли считать воздействие желтого цвета на психику суммарным от воздействия красного и зеленого? 

Цвет – мастер иллюзий. Он может управлять пространством, приближать и удалять, поднимать и опускать, согревать и охлаждать. И все это можно и нужно принимать во внимание.

Да, выбирать удачные и гармоничные сочетания цветов можно с помощью цветового круга по проверенным колористическим схемам и формулам. Однако не стоит забывать и о таком понятии, как цветовой климат, близком к психологическому, и грамотно его моделировать.

Например, каким бы ни было традиционным и гармоничным сочетание красного с зеленым, в спальне его «бодрость» и нарядность не всем придется по душе. А самые благородные и в целом нейтральные темные оттенки, будучи использованы в комнатах с недостатком естественного света, неизбежно начнут давить и угнетать. 

Конечно, каждый случай индивидуален, однако кое-какие универсальные советы у специалистов все же есть.

Для спальни и холла они рекомендуют в качестве основного цвета зеленовато-голубой, голубой, синий.

В кабинете значительно стимулируют умственную деятельность оранжевый, желтый и зеленый.

Оттенки желтого будут уместны и на кухне или в гостиной. А вот в ванной комнате лучше опять прибегнуть к более холодной и спокойной гамме оттенков голубого, зеленого, дополненные белым и черным. 


Что касается освещенности комнаты, то пыл большого количества солнечных лучей «остудят» зеленовато-голубые тона, а помещение с окнами на север, наоборот, нужно дополнительно «подсветить» желтым. 

Кстати, цвет позволяет не только «управлять погодой» в доме – с его помощью можно даже приглушить звуки в шумной комнате! Надо только использовать в отделке более приглушенные тона.
Наверх
  • Рейтинг: 4.47
  • Голосов: 19
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Серый
  • Мы говорим «серые будни», «серая мышь» или «серый кардинал», когда речь идет о чем-то скучном или незаметном. А что насчет «серого интерьера»? Действительно ли квартира в серых тонах окажется тоскливой и неинтересной или же это распространенный стереотип?
  • Колористика детской комнаты
  • Мы интуитивно понимаем: раз цвет имеет такую власть над настроением нас самих, то каким же должно быть его влияние на хрупкую психику ребенка? И действительно – каким? Рассказывают эксперты.
  • Черный
  • С точки зрения физиков черный – никакой не цвет, а всего лишь отсутствие цвета. Дизайнеры с ними не соглашаются, с успехом сделав его одним из самых востребованных элементов своей палитры. В чем же секрет «черной магии»?
  • Лакокрасочные покрытия
  • Окрашивание – самый простой, универсальный и доступный способ обновить интерьтер. Однако и в этом деле есть свои нюансы, знание которых поможет выбрать краску, процесс сделает приятным, а покрытие – красивым и долговечным.
  • Синий
  • В жарких странах, где пространство постоянно наполняет яркий солнечный свет, синий – один из самых популярных колеров, ведь он свеж и холоден. Вспомним минареты Самарканда и Бухары. А каковы рекомендации по использованию синего цвета для широт, где по полгода стоит плохая погода?