Цвета / Принципы сочетания цветов
Принципы сочетания цветов

Принципы сочетания цветов

Каждый, кто хоть раз менял удобный черно-белый гардероб на разноцветные наряды, знает, как это затягивает. Вы кажетесь себе необычайно стильными и модными. Но так ли это на самом деле? Необходим взгляд со стороны.

Цвет подобен наркотику – уже после первых доз возникает стойкое привыкание, вам хочется и больше, и ярче, и разнообразнее...

С интерьером происходит похожая история. Декоратор-любитель, вырвавшийся из монохромного плена, не знает удержу. Ему хочется раскрасить дом всеми цветами радуги. Ну, хотя бы кухню и детскую! И еще гостиную. Можно, наверное, и спальню… А прихожую и туалет сам бог велел! Так начинается цветная вакханалия, результатом которой сам автор не всегда бывает доволен.

Существует несколько понятий и принципов, которые позволят направить фантазию в «мирное русло», да и просто подобрать подходящий цвет стен к любимому дивану – и наоборот. 

холодно, теплее… еще теплее?

Все знают, что цвета делятся на теплые и холодные. К первым относятся красный, желтый, оранжевый, коричневый, ко вторым – зеленый, синий, фиолетовый. Вооружившись этой теорией и приступая к покраске дома, вы наверняка откажетесь практически от всех холодных оттенков, поскольку в нашем климате добавлять холода как-то не хочется. Если вспомнить еще и научно подтвержденные факты (в синей комнате можно замерзнуть при 17˚С, а в оранжевой – при 14˚С), то большинство прекрасных сине-зеленых оттенков вообще останутся не у дел. 

На самом деле не все так просто: декораторы различают теплые зеленые и холодные зеленые оттенки, то же самое с синим и фиолетовым. Описывать на словах, какой он, теплый бирюзовый, бесполезно – это надо увидеть и почувствовать.

Например, рекомендуем для начала внимательно осмотреть пространство, с которым предстоит работать, и подумать, какую атмосферу вам бы хотелось в нем создать. Потому как язык цвета – это язык настроений.

Можно выделить четыре основных настроения. Выбирая цвета в рамках одного из них, вы можете быть уверены в том, что их сочетание будет удачным и сбалансированным.

Первая группа – богатые, насыщенные цвета. Внесут в атмосферу помещения интригу и драматизм. Однако с ними – как с калорийной пищей: немного уже достаточно.

 

Вторая группа – свежие цвета, практически чистые, без сложных примесей. Наполнят комнату внутренним светом и энергией.

 

Теплые оттенки – густые, выдержанные, сочные. Добавляют уюта, вносят равновесие и гармонию.

 

Наконец, так называемая спокойная гамма – мягкая и изысканная, с приглушенными полутонами серого, чтобы наполнить комнату воздухом и поселить в ней атмосферу безмятежности.

 

химия и жизнь

Поклонники дискотечно-кислотного декора должны знать имя англичанина Уильяма Перкинса – этот химик в 1856 году изобрел анилиновые красители. Мир сразу засиял если не неоновыми огнями, то хорошо наэлектризованными цветами радуги. Интерьерная палитра расширилась многократно.

Первая анилиновая краска была розово-лиловой, и именно эта новая и незатасканная цветовая гамма стала популярной в XX веке.


Как относятся к электрическим цветам в наши дни? Главный проповедник химической палитры –  известный, опять же английский, колорист и декоратор Триша Гилд. Ее любимые оттенки – боргезский лайм и индийский океан. Она не считает их холодными и утверждает, что сочетать можно практически любые краски и в любом количестве – конечно, при определенном навыке. Если что-то режет глаз, вводите белый цвет: чем контрастнее ваше цветовое сочетание, тем больше должно быть белого. Триша не признает никаких правил цветового дополнения, между тем эти правила существуют, и с ними следует познакомиться.

красим парой

Весь радужный спектр можно представить в виде круга. Впервые его нарисовал Ньютон, затем похожий придумал Гете, большое исследование посвятил ему дизайнер начала XX века Иоханесс Итен. Такой круг прикрепил к стене своей мастерской Делакруа, а рядом подписал все сочетания, возможные с тем или иным цветом. Именно этого художника импрессионисты считали выдающимся колористом.

 

На основе цветового круга разработаны три алгоритма, три колористических схемы. Они помогут выбрать цвета, которые хорошо подходят друг другу – и лично вам.

Первая схема – выбирать оттенки одного и того же тона. Их сочетание можно определить как «ускользающая красота» – различия не всегда бросаются в глаза, но создается общее впечатление изысканности и утонченности.


Можно работать «на контрасте»: выбирать на круге цвета, противоположные друг другу, – они называются дополнительными. Оказавшись рядом, эти цвета усиливают контрастность друг друга и вместе смотрятся идеальной парой.


Вы думаете, напротив синего стоит желтый? Ничего подобного! Пара для синего – оранжевый, для желтого –  фиолетовый, ярко-красному больше подойдет бирюза, а вот с зеленым сочетается темно-красный (классическая английская палитра, заметим в скобках). 

Наконец, последний принцип – использование соседних по окружности цветов. Такие сочетания считаются универсальными – в меру нестандартными и гармоничными для глаза.

а если по-другому? 

Как быть тем, кто не хочет ограничиваться парой оттенков и стремится вместить в интерьер все краски мира?

Чтобы ваш цветной «пожар» выглядел органично, выбирайте в качестве организующего момента модную полоску «штрих-код»(рисунок в виде полос разной ширины). Она позволяет использовать множество цветов, при этом наводит в них порядок и подчиняет своему неравномерному ритму.

 
И вообще, все эти правила необходимо знать, для того чтобы потом смело их нарушить. Сейчас принцип дополнения подчиняется только модным ветрам. Стилисты намеренно выбирают самую несуразную, с нашей обывательской точки зрения, пару и объявляют ее цветовой тенденцией сезона.


Неожиданное сочетание выглядит свежо и сразу становится модным. Еще не так давно никто и не думал, что шоколаду так подходит бирюза – однако эта пара держится не один сезон и в одежде, и в интерьере. В другой год производители тканей всячески навязывали нам расцветку «малина плюс анис» или «цикламен плюс оливки», однако мы все никак не можем проглотить это не слишком аппетитное блюдо. Может быть, известная фраза из чеховских «Трех сестер» не дает покоя? Но если покопаться в истории, выяснится, что «розовый плюс зеленый» – одно из самых старых сочетаний. Это цвета севрского фарфора и самая популярная палитра эпохи рококо. 

Так что экспериментов тоже бояться не стоит. Тем более что краска тем и хороша – в любой момент и без особых хлопот можно перекрасить! 
Наверх
  • Рейтинг: 6.30
  • Голосов: 10
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Белый
  • У наиболее универсального и нейтрального из всех возможных цветов палитры, тем не менее, есть некоторые тайны. О чем же следует узнать, прежде чем выкрасить все стены в белый?
  • Классическая палитра современных красок
  • Как красили стены в викторианскую эпоху, во времена ар деко или какого-либо из Людовиков? На основе изучения исторических памятников и реставрационных работ создаются особые, исторические колор-схемы.
  • Зеленый
  • Когда, наконец, наступает весна и на деревьях появляются почки, а земля вокруг покрывается молодой травкой, на сердце сразу становится хорошо и радостно. За полгода черно-белых пейзажей наш глаз истосковался по зеленому. Что же делает с психикой этот весенний цвет?
  • Коричневый
  • Коричневый цвет имеет репутацию скучного и неинтересного. Но ошибка думать, что в интерьере он не пригодится. Наоборот, комната в оттенках шоколада может оказаться самой уютной в вашем доме. Как этого достичь?