Теория / Ковры. Материалы и технологии / Ручная работа или станок?
Ковры. Материалы и технологии

Ковры. Материалы и технологии

Один из древнейших предметов интерьера умудрился дойти до нас практически в первозданном виде. Конечно ковры теперь не те, что прежде. Однако, несмотря на появление новых материалов и технологий, старинные традиции ковроткачества живы и не теряют актуальности даже
в цифровую эпоху.

О коврах написано уже столько, что добавить практически нечего. Однако некоторые факты являются не столь общеизвестными. Например, все знают, что шерстяные ковры значительно долговечнее шелковых. Но не все задумываются о том, что, например, шерстяной ковер, произведенный машиной в Европе, прослужит 50, максимум 100 лет, а пресловутый персидский, изготовленный вручную, плотность которого достигает миллиона узелков на квадратный метр, – минимум 150.

  • В Европе вообще выпускают исключительно машинные ковры, а вот настоящие восточные – если только это не подделка – непременно должны быть ручной работы. Мастер-ткач тщательным образом отбирает нити для плетения – они должны быть плотными и хорошо прокрашенными.

    Отличить ручную работу от машинной просто.

 

  • На ковре, выполненном мастером без применения техники, рисунок одинаков с обеих сторон, имеет одну и ту же яркость, а основа почти не просматривается, даже если механически развести ворсинки в стороны.
  •  Узлы при ручной работе одинаково сильно затянуты. Машина такого качества не дает, ее узлы зависят от того, как в определенный момент лежит моток ниток.
  •  Еще один признак машинной работы – бахрома к ковру пришита. А вот в коврах ручной работы бахрома – это продолжение нитей основы изделия.
  • В восточных коврах ручной работы всегда есть небольшие дефекты. И это продиктовано особой философией: последователи Ислама считают, что идеальное произведение может создать только Всевышний. Так что работа мастера, выполненная без изъяна, – оскорбление Аллаха. Поэтому на мусульманском ковре всегда можно обнаружить цветок, который едва заметно отличается от остальных по цвету, либо незначительную асимметрию рисунка. Ищите подобный дефект, он станет одним из главных доказательств, что работа выполнялась вручную.

 

Все это относится прежде всего к коврам, произведенным, что называется, по старинке. Однако традиционный способ производства вовсе не подразумевает непременно традиционный орнамент. Более того – многие современные дизайнерские ковры, авторами которых нередко становятся видные деятели фэшн-индустрии, тоже производятся вручную. И эпатажные полотна от Вивьен Вествуд, и яркие геометричные от Пола Смита, и «звериные» вариации Дианы фон Фюрстенберг.

диз. Вивьен Вествуд  диз. Диана Фон Фюрстенберг диз. Диана Фон Фюрстенберг диз. Пол Смит

А вот канадская художница Зои Лондайк, чьи ковры были признаны лучшими на одной из специализированных выставок, вообще занимается только ими и на высокую моду не распыляется. Рисует, например, картину маслом (обычно весьма абстрактную), а потом в Непале ткачихи в точности воспроизводят ее полотна. Так что авангард и ручная работа в коврах вполне совместимы!

Немало дизайнерских ковров, впрочем, создается методом тафтинга. Основа прошивается множеством иголочек – работа тафтинг-машины очень напоминает процесс прострочки на машине швейной, а для закрепления ворса используется еще и вторичная основа. Этот метод дает по сравнению с традиционным много новых интересных возможностей: делать вставки из кожи, меха и металла, играть с яркими цветами и, что немаловажно, значительно удешевлять продукт. Тафтинговый дизайнерский ковер от Missoni, например, ощутимо дешевле того же Пола Смита в ручном исполнении под брендом The Rug Company.

Missoni Missoni диз.Александр Маккуин, The rug company

Преимущества ручного и тафтингового производства можно успешно сочетать, например при создании скульптурного ковра. Он делается только на заказ по индивидуальным эскизам, и вместо машины с иголочками используется специальный пистолет, с помощью которого нить вручную закрепляется на основе. Вся прелесть в том, что, помимо украшения различными вставками, такую поверхность путем меланжирования и выстригания можно делать сколь угодно рельефной. Например, создавать объемные рисунки и надписи.

В скульптурных коврах могут использоваться синтетические материалы. А вот ковры ручной работы производятся только из шерсти, кашемира, шелка, льна, хлопка. И они, разумеется, на порядок дороже аналогов машинного (автоматизированного) производства. Для сравнения: машинное производство выдает за сутки на одном станке 2−2,5 тыс. кв. м. ковровых изделий, один же ковер ручной работы может изготавливаться десятком мастеров 2−3 месяца!



Неудивительно, что цены на некоторые ручные ковры доходят до космических высот. Не говоря уже об антикварных и о дизайнерских, когда к оплате труда ткачей добавляется плата за имя. Например, в 2008 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке персидский шелковый ковер, датированный началом XVII века, был продан за 4,45 млн. долларов! И это при весьма скромных размерах 170х230 см.

Самый дорогой на сегодняшний день ковер в мире изначально предназначался в дар пророку Мухаммеду. Точнее, его гробнице в Медине. В религиозном рвении мастера XIX века украсили шелковое полотно 173х264 см жемчугом, бусинами, изумрудами, рубинами и бриллиантами, причем жемчужин и бусин на каждый квадратный дециметр ковра приходится около 5000! Неслучайно ковер назвали «жемчужным». Работа была столь кропотливой и трудоемкой, что к моменту ее завершения даритель – индийский махараджа – уже отправился в мир иной, а ковер остался в семье еще на 200 лет. Пока, наконец, не попал в руки неизвестного, который в 2009 году на аукционе Sotheby’s купил жемчужное сокровище за 5,458 млн. долларов.

 

 

Наверх
  • Рейтинг: 3.43
  • Голосов: 7
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Простой чехол на стул
  • На простом чехле вместо вставки делают вытачки. В этой модели чехла полотнище юбки сшито из трех деталей. Задняя спинка и задняя юбка состоят из цельного полотнища.
  • Мягкие стены с помпонами
  • Часть стен в детской комнате для нежновозрастных «принцесс на горошинах» Марина Филиппова и Лейла Улуханли решили сделать «мягкими», обив их тканью. Причем использовали сразу несколько приемов: набивка с синтепоновым наполнителем, текстильные панели и пикантные помпончики-горошины.
  • Чехол на кресло с оборками
  • Мы расскажем, как сшить не просто кресельный чехол с оборками, а чехол с оборками с глубокой бантовой складкой. У бантовой складки вид более солидный, чем у обычных присборенных складок на оборках.
  • Римская штора своими руками
  • Плоские, прилегающие к окну шторы исключительно практичны. С одной стороны, на них уходит меньше ткани, с другой – остаётся много свободного места. Подоконник в этом случае может оставаться открытым и использоваться как дополнительная полка. Один из вариантов «плоских» штор – римская штора.
  • Мебельная обивка: выбираем ткань
  • Современные производители интерьерного текстиля предлагают огромный выбор обивочных тканей самых разных цветов, рисунков и фактур. Как же выбрать во всем этом многообразии?