Теория / От керамики к фарфору / Керамика
От керамики к фарфору

От керамики к фарфору

Фарфор, как известно, изобрели на Востоке, в Китае, и долгое время он оставался секретом и гордостью империи Тан. Прижимистые китайцы не хотели делиться с Европой ни единой чашкой.

Экспорт китайского фарфора начался только в XVIII веке, тогда как на родине его делали уже с IV-го.

На самом деле китайцам просто повезло: рецепты фарфоровой массы обычно открывали случайно, и у них таких случайностей было предостаточно. Правильная глина (фарфоровый камень и каолин, минимальное количество оксидов железа) практически была у них под ногами. Пока европейцы боролись со своими оксидами железа, китайцы выпекали вазы, блюда, чайники, курительницы, статуэтки – все это исключительного качества, белое, тонкое, звонкое.

Европа сильно отставала по части глиняной рецептуры, но тоже старалась, как могла. В Древней Греции никому не приходило в голову ставить на полку роскошные вазы (музейные, как мы теперь понимаем), их делали миллионами экземпляров, подавали в них к столу и ставили в погреб. Гончарное дело было распространенным занятием, а для декора использовался только черный лак. Но и этим лаком можно было нарисовать такое, от чего теперь стонут все искусствоведы мира!

Сосуды делились на чернофигурные и краснофигурные. На первых роспись делалась черным лаком по красному глиняному фону, на вторых покрывали черным фон, а фигуры оставались закрашенными, цвета глины.

В ходу было четыре вида сосудов: кратер (с широким горлом, предназначался для смешивания вина с водой), килик (плоская чаша с двумя ручками, из которой это смешанное вино пили); небольшой худенький лекиф с одной ручкой (для хранения ритуального масла) и красотка амфора с двумя ручками (для хранения масла и вина).

Красивые сосуды делала мавританская Испания – пожалуй, в XIV веке именно ей мы отдадим пальму первенства в горшечном деле. Вазы, словно заплетенные темно-синим узором и украшенные золотым люстром, производились сначала в Малаге, а потом по всей Валенсии. В остальную Европу они попадали через остров Майорка, благодаря чем в европейских языках возник термин «майолика».


Затем отличились итальянцы – в XV веке самыми нарядными были их желто-зелено-синие горшки и блюда, сделанные в городах Фаэнца (отсюда «фаянс»), Сиена и Урбино. Изделия из фаянса расписывали пейзажами, портретами, сюжетами по слою необожженной эмали. Краска при этом глубоко впитывалась, поэтому никакие исправления не допускались. На художнике лежала огромная ответственность!



В XVII веке к делу подключились голландцы: весь город Дельфт только и делал, что днями и ночами лепил, обжигал и расписывал блюда, вазы и изразцы синими подглазурными красками.



Среди шедевров керамики нельзя не упомянуть и роскошные расписные блюда из Турции. В XVI веке в Изнике была отличная белая глина и креативные мастера – отодвинув в сторону строгие законы мусульманского орнамента, они пускали по всей плоскости красочные гвоздики, тюльпаны, вьюны. Если цветок не помещался, его стебелек «надламывали» и «свешивали» цветочную головку на незарисованное место.


Наверх
  • Рейтинг: 3.86
  • Голосов: 7
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Как выбрать правильную сковороду?
  • Любите ризотто с креветками? Часто делаете омлет? Учитесь готовить стир-фрай или настоящий стейк? Результат во многом зависит от того, какая у вас сковорода. Но их так много, как найти лучшую? Сделать четыре шага на пути к верному решению.
  • Столовый сервиз
  • От того, что на столе стоят разрозненные тарелки, а жаркое раскладывается прямо со сковороды, еда не станет менее вкусной. Но удовольствие от обеда не будет полным. Чтобы насладиться трапезой, вспомним основные правила сервировки.
  • Сковородка как арт-объект
  • В роли арт-объекта может выступить и обычная сковородка. Художник Игорь Тихонов поделился секретами превращения этого предмета кухонной утвари в произведение искусства, которое может стать необычным подарком к празднику.