Происхождение майолики / Русская традиция / Русская традиция

Русская традиция

На Руси глазурованную керамику умели делать уже в XI веке. Крупным центром ее изготовления с XVII века стал Ярославль, где производились обливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.

В XVIII веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве. Прекрасные образцы художественной майолики изготовлялись в мастерских имения Абрамцево.

С конца XVIII века многоцветную майолику начали производить мастерские Гжели. Гжельская глина известна еще со Средних веков. А с XVII века именно из нее стали делать ступки, пестики и другую лабораторную посуду для царского Аптекарского приказа.

Сам Михаил Ломоносов писал о глине из Гжели: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее».


К 1812 году в Гжели уже работало 25 заводов, выпускающих майоликовую посуду. Однако революция 1917 года и национализация едва не погубили этот художественный промысел. Его возрождение началось уже после Великой Отечественной войны, и совсем недавно он отметил свое 650−летие. Сегодня гжельская майолика – это посуда, вазы, статуэтки, игрушки, камины, люстры и другие фарфоровые изделия.

Самый известный мотив гжельской росписи – синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Роспись делают красителем с добавлением кобальта. А после обжига черный кобальт становится ярко-синим.


Мастера работают только вручную. Узор наносят беличьей кистью, причем краску набирают только на одну сторону кисти. Такой тип мазка называется «мазок с тенями». В результате даже на одном изделии нет двух одинаковых мазков. И в каждом синий цвет меняется в диапазоне от самого глубокого и темного до легкого и светлого.

Майолику часто использовали художники, работающие в стиле модерн. Мастера украшали панно из майолики фасады домов. Некоторые произведения сохранились и по сей день выглядят необыкновенно эффектно.

В современном интерьере майолика тоже вполне уместна. Современная итальянская майолика представлена изделиями, выдержанными в основном в сине-зеленой и желто-зеленой гамме. Цвета обусловлены тем, что при обжиге именно они лучше всего выдерживают высокую температуру. Таков уж состав современных красителей.

Зеленоватые тона помогут создать классический стиль интерьера 1930−х годов, а яркие желтые или светло-голубые – американский кантри.

Особый стиль керамической росписи существует в Голландии. Тамошние мастера любят экспериментировать с рецептурой сырья, с техникой, с использованием различных оттенков глазури. Традиционную голландскую керамику нетрудно узнать благодаря контрастности цветов: на белом фоне – темно-синие или фиолетовые геометрические фигуры или изображения растений, животных и людей.

Кстати, гжельские изразцы создавались именно по голландской технологии. Конечно, со временем русская школа обрела свое лицо и особенный стиль, обогащенный национальным колоритом. Однако технология изготовления современной русской майолики не отличается от голландской XVII века.

Правда, на смену мельницам и мишкам, которых рисовали тогда, пришли другие рисунки: женские силуэты, автомобильные логотипы. Но настоящие ценители традиций русской майолики предпочитают плитку с классическим рисунком: с изображениями цветов, предметов быта и изящными орнаментами. 

 

Наверх
  • Рейтинг: 10.00
  • Голосов: 1
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Керамические изразцы
  • Между современной керамикой с фотографическими изображениями и древней неглазурованной плиткой, изготовленной где-нибудь в Месопотамии, лежит пропасть в пять тысяч лет.
  • Гончарное ремесло для начинающих
  • Ремесло, занятие которым в древние времена было столь обыденным, в наши дни превратилось в модное увлечение. Насладившись продуктами массового производства, жители мегаполисов все чаще обращаются к опыту предков и начинают осваивать гончарное мастерство.
  • Мастерская, где живут гончарные традиции
  • Мастерская «Дымов керамика» была создана в 2003 году в Суздале. Здесь работают настоящие профессионалы и энтузиасты своего дела. Традиционное искусство их стараниями обретает новую жизнь – мастера изучают старинные формы керамических изделий и творчески их перерабатывают.