Искусство и ремесла / Ценные породы дерева
Ценные породы дерева

Ценные породы дерева

Знал ли капитан английского судна, загружая в трюм никчемный балласт из спиленных стволов, какой подарок привезет он старому свету? Конечно, нет...

«Подарок» с Ямайки был выгружен в саутгемптоновском порту весной 1725 года и болтался без дела в темной прибрежной воде пару месяцев. Пока на него не обратили внимания столяры.

Странно, но дерево почти не испортилось, было значительно тверже и прочнее местных пород, а главное – обладало необычным красноватым оттенком.

Из бревен выпилили стол, потом стул и кровать… Так началось победное шествие красного дерева (махагони) по Британским островам, а затем и по континенту.



В XIX веке популярность красного дерева достигла своего пика. Его роскошная «пламенеющая» текстура как нельзя лучше подошла к модному стилю ампир и особенно хорошо смотрелась при свете свечей. За право быть главными любителями махагони сражались Франция, Англия и Россия.

Мы, как и следовало ожидать, переплюнули всех. Именно наши модели ампирных диванов и кресел предполагали ничем не закрытые и не инкрустированные спинки – единственным предметом украшения такой мебели служил яркий рисунок древесины.

Даже в самые безденежные времена помещики заказывали краснодеревянные гарнитуры, и общий удел махагони в русском столярном производстве XIX века составлял шестьдесят процентов, в то время как англичане довольствовались жалкими тридцатью. 

В переписке ссыльных декабристов встречается просьба… прислать рецепт окраски дерева в красный цвет.


Что интересно, точных описаний этого самого красного дерева не было. За красное принимались любые сорта экзотической древесины, включая оранжевое мербау из Таиланда, Новой Гвинеи и Малайзии или почти фиолетовый амарант с берегов Амазонки. На самом деле право на этот цвет и название имели только два вида – южно-американское махагони (оно светлее) и африканское (темнее).

Следующий всплеск любви к экзотической древесине случился через двести лет, в эпоху ар деко. Тогда заново открыли Африку, полюбили черный цвет и возможность сорить деньгами. Древесина палисандра и макасара уже тогда стоила бешеных денег, но мебельные мастера ар деко к экономии не привыкли. Лес рубят – щепки летят!

Знаменитый Жак-Эмиль Рульманн мог, например, сделать шкаф из макасара, а внутренности его облицевать карельской березой. Особенно красиво смотрелось в интерьерах ар деко эбеновое, или черное, дерево. Его крупная полосатая текстура задавала сильный ритм, сообщала предмету мощь и графичность. Это тоже редкая древесина: несмотря на то, что существует 180 видов черного дерева, встречающихся во многих тропических и субтропических странах, настоящий эбен растет только в Центральной Африке.

Жак Эмиль Рульманн

Причем он настолько дорог, что продается на килограммы, а не на кубометры. Сами аборигены, зная, что взрослому дереву нужно не меньше ста лет для роста, никогда не делали из него простую мебель или двери – исключительно ритуальные предметы и оружие. Европейцам же в 20−е годы было совершенно все равно, сколько растет этот эбен, главное – он соответствовал их представлениям о роскоши.

Бесперебойный экспорт черной древесины в начале ХХ века привел к тому, что теперь его поставки на международный рынок крайне ограниченны и полностью контролируются правительствами тех стран, где он добывается. А азиатский эбен (знаменитый ардекошный макасар) вообще занесен в Красную книгу!

Палисандр – еще один любимчик дизайнеров ар деко, также родом из Центральной Африки и с острова Мадагаскар. От черного дерева он отличается более нежной текстурой. У палисандра полоски тоньше и ровнее, что оказалось на руку производителям массовой мебели 70−х годов. Когда мировые запасы древесины стали заметно истощаться, мебельщики бросились красить фанеру и ДСП – отсюда знаменитые «палисандровые» стенки эпохи застоя.

 Сейчас настоящий палисандр идет только на шпон, даже при большом желании и наличии больших денег вы не сможете заказать из него паркет или массивную мебель.

В наше время в мире экзотической древесины царит полная чехарда, надувательство и имитации. Все перекрашивается, перепиливается, залачивается до невозможности узнать правду. Производству подделок способствует неугасающая мода на экзотическую древесину.

Уже лет десять дизайнеры всего миру строгают эксклюзивные шкафы из венге – приятного на ощупь африканского дерева цвета темного шоколада с мелкими и частыми прожилками. Оказавшись на мебельной выставке в Милане, можно подумать, что для этого смотра спилили половину африканских джунглей.

Однако экологи могут не беспокоиться: богатые фирмы довольствуются тончайшим шпоном венге, толщиной не более 3 мм, а бедные выкрашивают под него обычную европейскую древесину – правда, без возможности добиться такой же роскошной фактуры.

Несколько лет назад на подиумах появилась итальянская мебель из загадочного зебрано – что это, не знали даже специалисты. Они предположили, что так итальянцы называют покрас своей фанеры под зебру, но встречается он на складе далеко не каждой итальянской мебельной фабрики. Так же редок тайгервуд, или тигровое дерево, называемое еще африканским орехом.

В свежем, распиленном состоянии все экзотические породы легко различимы: тайгервуд пахнет кедром, венге шероховато на ощупь, тик маслянист, в древесине ироко встречаются «камешки» – отложения карбоната кальция. Но уже в готовом, собранном и полированном варианте сам черт ногу сломит!


Что же делать? Не спешить выкладывать целое состояние за «кухню из макасара» и… читать на досуге ботанические атласы!

По материалам журнала «Квартирный ответ»
Наверх
  • Рейтинг: 4.12
  • Голосов: 8
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Дерево и высокая архитектура
  • Бытует мнение, что деревянный дом – нечто традиционное, простое и даже архаичное. Но как показывает практика, в этом материале можно воплотить самые смелые и неожиданные строительные решения. Именитые архитекторы используют дерево более чем активно.
  • Биозащитная обработка древесины
  • Находясь в процессе строительства деревянного дома, мы рано или поздно сталкиваемся с рядом вопросов: когда, как, в какой последовательности и с помощью чего обеспечить биозащиту такому красивому, натуральному, экологичному, но при этом хрупкому материалу, как дерево.
  • Выбираем краску для деревянного дома
  • «По одежке встречают» – гласит русская народная мудрость. Как и внешность человека, так и внешний вид дома имеет огромное значение. Именно поэтому нам так хочется, чтобы дом был красивым и ухоженным, причем долгие годы.
  • На что способен обычный пень
  • Экоматериалы, ручная работа, смешение стилей и высокие технологии – четыре кита, на которых базируется современный дизайн. Но кто бы мог подумать, что самый обычный пень может отвечать сразу всем требованиям актуального тренда!
  • Отделка деревянных беседок и садовой мебели
  • Эта статья посвящена всем тем, кто делает садовую мебель своими руками или мечтает украсить уже готовую. Также речь пойдет о том, как сохранить дачные творения на долгие годы и порадовать ими не только себя самого, но и детей, и внуков.