Керамические изразцы / На Руси / На Руси

На Руси

Давным-давно, еще с XVI века московские мастера производили свои изразцы, радовавшие глаз яркой многоцветной росписью. Печные изразцы – красные, как их называли по цвету обожженной глины. А самыми популярными были муравленые – с рельефным рисунком, покрытые зеленой глазурью.

До Петра I изразцы шли в основном на наружные фасады, прежде всего храмовые. До сих пор можно полюбоваться исконной русской керамикой, украшающей церковь Успения в Гончарном переулке или церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке.

Однако лучший образец церковно-плиточного искусства – это Новоиерусалимский монастырь, построенный на Истре по распоряжению патриарха Никона. Здесь изразцами облицовано все: фризы, колонны, порталы, иконостас. К сожалению, о былом великолепии Новоиерусалимского монастыря можно только догадываться – в 1941 году немцы взорвали храм, и восстановить его в первоначальном виде так и не удалось.


Все изменилось, когда Петр I, вернулся из Европы. Ему так пригляделись бело-голубые плитки, что он тут же повелел «сделать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою». Сделали – и не хуже, чем в Европе. И даже переплюнули дельфтских архитекторов, украшавших изразцами печи и пол. Мастера, строившие дворец Меншикова в Петербурге, выложили плиткой не только печи и пол, но и все стены и даже потолок! Но, как это всегда бывало у Петра I, нововведение благополучно заглушило старую русскую традицию. 

Русский изразец недолго пробыл в забвении. Настоящее возрождение началось в конце XIX века в художественно-промышленных мастерских, в частности в кружке «Абрамцево», просуществовавшем под патронажем Саввы Мамонтова с 1891−го по 1918−й год. Здесь творили Васнецов, Головин и Врубель, не чуравшийся никакой ремесленной работы. Он так увлекся изразцами и майоликой, что его собственный отец ехидно называл сына «мастером по печному делу».

В начале XX века керамические изразцы переживают настоящий ренессанс по всей Европе.

Окажетесь в Барселоне, обратите внимание на колонны, облицованные разноцветной керамической плиткой, – излюбленный прием знаменитого архитектора Антонио Гауди. Его дед и отец были гончарами, а своей первый заказ гениальный зодчий получил от владельца керамического завода. Собрав на заводских задворках кусочки боя, Гауди украсил стены особняка живописной мозаикой.

 

Не гнушался плиточного дела и великий Пискассо. У него даже была собственная гончарная мастерская под Каннами, где маэстро рисовал по сырой глазури сцены корриды и просто изящные силуэты быков. Правда, не все вышедшие оттуда плитки сделаны его рукой, но все – под его присмотром, так что изразцы от Пикассо представляют немалый интерес для коллекционеров.

Современный изразец XXI века мало чем отличается от своего предшественника. Он сделан из прочной глины, любит блеск глазури и тепло человеческих рук. Этот жанр выбрали многие московские художники. Образцы их творчества могут нравиться или не нравиться, но это по-прежнему произведения искусства.

Наверх
  • Рейтинг: 9.00
  • Голосов: 2
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Гончарное ремесло для начинающих
  • Ремесло, занятие которым в древние времена было столь обыденным, в наши дни превратилось в модное увлечение. Насладившись продуктами массового производства, жители мегаполисов все чаще обращаются к опыту предков и начинают осваивать гончарное мастерство.
  • Мастерская, где живут гончарные традиции
  • Мастерская «Дымов керамика» была создана в 2003 году в Суздале. Здесь работают настоящие профессионалы и энтузиасты своего дела. Традиционное искусство их стараниями обретает новую жизнь – мастера изучают старинные формы керамических изделий и творчески их перерабатывают.
  • Происхождение майолики
  • Расписная посуда из обожженной глины, покрытая глазурью, известна со времен неолита. Однако свое название и канонические черты техника майолики обрела в Италии в XVI веке.
  • Метлахская плитка
  • Плитка, произведенная по технологии, известной много лет назад, по свойствам близка к керамограниту, а за счет разнообразия форм и расцветок из нее получаются редчайшие по красоте узорные покрытия.
  • Напольные покрытия для кухни
  • В каком помещении влажность выше, чем в ванной комнате, а ходят больше, чем по коридору? Разумеется – на кухне! А если учесть, что здесь постоянно что-то проливается, падает или капает на пол, то станет ясно, что выбор напольного покрытия – вопрос стратегической важности.