Искусство и ремесла / Керамические изразцы / Происхождение
Керамические изразцы

Керамические изразцы

Между современной керамикой с фотографическими изображениями и древней неглазурованной плиткой, изготовленной где-нибудь в Месопотамии, лежит пропасть в пять тысяч лет.

Любой из нас знает, что облицовка керамической плиткой – прием древний. Но не все представляют насколько.

Самые древние изразцы были изготовлены еще во времена первых цивилизаций и, конечно, до нас не дошли: глина – материал хрупкий. Остались лишь предания, согласно которым изразцами были облицованы культовые ворота богини Иштар на территории Месопотамии. Так или иначе, но плиткой издавна пользовался весь Восток, а в дальнейшем – Португалия и мавританская Испания.

Португальцы увлеклись узорной плиткой благодаря марокканцам – у них они переняли первые технологии, рисунки и даже название «азулехос». Можно считать, что азулехос – живописные керамические панно, до сих пор украшающие фасады португальских городов, – это самые старые европейские изразцы.

Однако слава первых специалистов по керамике досталась все же не португальцам, а итальянцам. В 1520 году флорентиец Франциско Николозо придумал, как сделать так, чтобы разноцветные краски не смешивались. Он изобрел белую оловянную глазурь, которой покрывался предварительно обожженный изразец, а уже по этой сырой белой глазури наносилась художественная роспись: синим цветом – с добавлением в глазурь кобальта, зеленым – с добавлением меди, фиолетовым – с примесью марганца. Затем изразец вторично обжигался, и если все было сделано правильно и без ошибок, то произведение гончарного искусства можно было крепить на стену, пол или печку. 

Раз отличившись, итальянцы не собирались упускать пальму первенства. Центр изразцового ремесла переместился в город Урбино, а классическое сочетание ярких сине-зелено-желтых красок до сих пор ассоциируется с тосканской майоликой.

Да и профессиональный лексикон сложился исключительно с помощью итальянцев: майолика – по имени острова Майорка, откуда перевозили первые партии глазурованной керамики; фаянс – от названия итальянского города Фаенца.

Впрочем, итальянцы в основном поднаторели по посудной части – расписных майоликовых кувшинов и блюд они производили намного больше, чем бытовых изразцов-пьястрелл. Да и теми почти никогда не пользовались – ставили их на открытые полки и в буфеты, для красоты и престижа.

А пока итальянцы рисовали зеленые листочки, в Голландии XVII века набрал обороты совершенно иной стиль – тонкая роспись единственной синей краской по снежно-белому фону. Сюжеты самые разные: пастухи и пастушки, амуры и купидоны, всадники, солдаты, кораблики под парусами. Центр голландского изразцового искусства сосредоточился в Дельфте, где на плиточном производстве была занята половина местного населения.

Эту жизнь среди плитки удачно изобразила Трейси Шевалье в своем бестселлере «Девушка с жемчужиной», посвященном истории одноименной картины Вермеера (позже по книге был снят фильм «Девушка с жемчужной сережкой»). У главной героини на фабрике работает брат, росписью плиток занимается отец, сама она постоянно моет эти кафельные полы, а главный талисман среди ее нехитрых пожиток – простенький бело-голубой изразец с девочкой и мальчиком, держащимися за руки.

Наверх
  • Рейтинг: 3.91
  • Голосов: 11
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Происхождение майолики
  • Расписная посуда из обожженной глины, покрытая глазурью, известна со времен неолита. Однако свое название и канонические черты техника майолики обрела в Италии в XVI веке.
  • Гончарное ремесло для начинающих
  • Ремесло, занятие которым в древние времена было столь обыденным, в наши дни превратилось в модное увлечение. Насладившись продуктами массового производства, жители мегаполисов все чаще обращаются к опыту предков и начинают осваивать гончарное мастерство.
  • Мастерская, где живут гончарные традиции
  • Мастерская «Дымов керамика» была создана в 2003 году в Суздале. Здесь работают настоящие профессионалы и энтузиасты своего дела. Традиционное искусство их стараниями обретает новую жизнь – мастера изучают старинные формы керамических изделий и творчески их перерабатывают.
  • Роспись керамической плитки
  • Расписать однотонные керамические плитки совсем не сложно. Ольга Лисицина предлагает украсить кухонный фартук детским рисунком или же записать на плитках рецепт любимого блюда. Но подойдет любой сюжет!
  • Метлахская плитка
  • Плитка, произведенная по технологии, известной много лет назад, по свойствам близка к керамограниту, а за счет разнообразия форм и расцветок из нее получаются редчайшие по красоте узорные покрытия.