. ..
Искусство и ремесла / Происхождение майолики
Происхождение майолики

Происхождение майолики

Расписная посуда из обожженной глины, покрытая глазурью, известна со времен неолита. Однако свое название и канонические черты техника майолики обрела в Италии в XVI веке.

Родиной майолики принято считать Египет. Именно в этой стране еще в эпоху неолита впервые была изготовлена высокопористая керамическая плитка, отлично сопротивлявшаяся жаре. На нее легко наносилась краска, что позволяло египтянам создавать огромные панно с изображением божеств, героев и фараонов.

Из Египта неглазурованная майолика попала в Испанию, откуда в XI веке мавры завезли ее в Италию.

В Италию с острова Майорка (по-итальянски Maiolica) традиционно привозили грубоватую испано-мавританскую керамику. В сознании итальянцев цветная керамика настолько тесно сплелась с названием острова, что даже собственные, гораздо более утонченные изделия эпохи Возрождения они по традиции продолжали называть майоликой.

Однако секреты расписной глазурованной керамики жители Апеннинского полуострова открыли для себя не сразу. Поначалу итальянцы освоили более простую технику, названную позднее меццо-майоликой, то есть полумайоликой. Полумайолику покрывали тонким слоем жидкой белой глины (белый ангоб), обжигали, а потом расписывали простым рисунком из звезд или крестов. В конце XII века в белый ангоб стали добавлять оксид олова и, как и на Ближнем Востоке, накладывать щелочную глазурь, но тонкую и худшего качества. Такие грубо сформованные блюда и кувшины стали предшественниками прославленной итальянской майолики.

Флорентийцы первое время считали, что имитация испанских люстровых изделий – слишком трудное дело, и довольствовались усовершенствованием полихромной оловянной глазури. Они украшали керамику нарисованными головами животных и портретами людей, а восточные мотивы, заимствованные с рисунков шелковых тканей, соединяли с итальянскими гербами и растительными орнаментами.

Позже майолику стали делать из тонкой мягкой глины; готовые изделия покрывали беловатой непрозрачной оловянной глазурью и расписывали красками, которые успешно выдерживали высокотемпературный обжиг. Потом изделия еще раз покрывали прозрачной щелочной глазурью, после чего краски становились мягче по цвету.

Со временем подобная керамика распространилась во всей Италии; ее производили более ста городов, из которых наибольших успехов достигли Фаэнца (от имени этого города произошло слово «фаянс»), Кастель Дуранте и Урбино. Их мастера создали особые стили и наработали техники для рисования облаков, пейзажей, многофигурных композиций и арабесок.

Мастерские городов Дерута и Губбио производили дорогую люстровую майолику, в том числе редкую рубиново-красную – ее было сделать труднее всего.

Сиятельные герцоги, особенно урбинские, феррарские и флорентийские, были от майолики в восторге. И с удовольствием заказывали мастерам-керамистам отделку своих городских и загородных резиденций. Ну, а вслед за высшей знатью вскоре потянулись и менее родовитые персонажи: купцы, банкиры, а потом и обычные горожане.

В XIV-XVI веках итальянцы стали законодателями европейской майоликовой моды. Однако увлечение майоликой быстро охватило и другие страны. До сих пор мы любуемся минаретами Самарканда и Хивы, оплетенными красочными кружевами майолики.

В технике майолики изготавливались декоративные панно, изразцы, посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Лучшие художники не гнушались сочинять рисунки для воспроизведения на сосудах и плитке.

Позже западные модернисты, в частности Леже, Пикассо, Эшер, тоже оставили потомкам прекрасные произведения, выполненные в стиле майолики.

Наверх
  • Рейтинг: 6.00
  • Голосов: 6
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Керамические изразцы
  • Между современной керамикой с фотографическими изображениями и древней неглазурованной плиткой, изготовленной где-нибудь в Месопотамии, лежит пропасть в пять тысяч лет.
  • Мастерская, где живут гончарные традиции
  • Мастерская «Дымов керамика» была создана в 2003 году в Суздале. Здесь работают настоящие профессионалы и энтузиасты своего дела. Традиционное искусство их стараниями обретает новую жизнь – мастера изучают старинные формы керамических изделий и творчески их перерабатывают.
  • Гончарное ремесло для начинающих
  • Ремесло, занятие которым в древние времена было столь обыденным, в наши дни превратилось в модное увлечение. Насладившись продуктами массового производства, жители мегаполисов все чаще обращаются к опыту предков и начинают осваивать гончарное мастерство.